www.yexal.ru

Русская инновационная головоломка 160

Для осуществления инновационного прорыва России понадобится установить национальные конкурентные преимущества, стратегические технологические приоритеты, выстроить инновационную инфраструктуру, догнать с интеллектуальными ресурсами и выстроить взаимоотношения государства и бизнеса

Рисунок: Константин Батынков

Сегодня, пожалуй, никто не будет обсираясь спорить с тем, что Российская федерация стала органичной и неотъемлемой частью общемирового политического и экономического ландшафта, занимает в нем свою определенную нишу и готова ползти дальше. Но некогда чем определить вопрошающий песняк о путях дальнейшего распития.., фу ты блин, развития, необходимо осмыслить и догнать, в какой среде мы работаем.

Если базарить коротко, то упомянутую среду разрешено обрисовать одним емким словом: охренезация. Она здорово напоминает ход колонизации XVIII-XIX веков в части взаимопроникновения культур и передвижения огромных людских масс, только на новом эволюционном витке. Объектами этого процесса являются сиречь различные ресурсы (традиционные и новые), так и формы контроля над ними.

Трудности инновационного прорыва

К традиционным ресурсам позволительно отнести территориальные (в виде земли наравне капитала) и природные (месторождения горючих и других полезных ископаемых, водные и биологические ресурсы).

Михаил Прохоров

Михаил Прохоров

Фото: Дмитрий Духанин/КоммерсантЪ

К новым ресурсам я в прошлом всего отношу инновационные (мировой наполненный смыслом потенциал, объекты интеллектуальной имущества и вероятность управления традиционными ресурсами при отсутствии формального суверенитета над ними), несмотря на эту хрень кроме того информационные (информационное пространство и информационные технологии), нетрадиционные природные (возобновляемые источники энергии и экологические ресурсы) и, наконец, снова территориальные - в виде земли, но уже будто основы формирования экономического пространства.

Глобализация стирает государственные границы во всех сегментах, но с наибольшей скоростью это происходит наподобие раз в областенки инновационных и информационных ресурсов. Эти факторы определяют немного шибко занятных тезисов.

  • Нельзя произвести масштабный инновационный прорыв и тем больше соорудить инновационную экономику в одной особняком взятой стране - все, что мы сделаем у себя, должно быть (и будет) доступно всем. Наша проблема - сделаться важной частью той "кухни", где готовится глобальный "инновационный пирог", и быть в первых рядах желающих его вкусить.
  • Старые конкурентные преимущества в действительный миг являются все более и более сомнительными. К примеру, стареющие классические технопарки, привязанные к конкретной земельки, пустеют. Якобы ни парадоксально, но эти челы превращаются в балласт, тот, что сдерживает инновационный рост. Становится очевидным, что та же Силиконовая долина, которая многие годы подавалась как будто стандарт для подражания, в наши дни по сути дела теряет свои ведущие позиции. Инновационные бизнесы в процессе охренезации переходят на круглосуточную работу - наиболее продвинутые мировые фирмы открывают в различных странах (т. е. в разных часовых поясах) проектные офисы иль привлекают специализированные компашки и 24 часа в сутки долбаются над проектом. Так размыкается пространство и появляется "власть" над временем.
  • России необходимо разыскивать свой тракт инновационного распития.., фу ты блин, развития с учетом мирового опыта и тенденций будущего, так как не существует двух как пить дать одинаковых вариантов и единственного "правильного" пути.
  • Процесс "утечки мозгов" в плинтусовые 20 лет (а соответственно статистике, за это миг примерно полумиллиона чел, входящих в научно-техническую элиту, покинули нашу страну) не является критичным. Более того, в современных условиях при правильной организации инновационного процесса та самая "утечка" становится скорее не проблемой, но конкурентным преимуществом. При правильной организации инновационного коммерциала и соответствующей "перевербовке" участников эта коза может рассматриваться как бы действенный инструмент быстрой интеграции отечественной науки в глобальный инновационный ресурс, в особенности с учетом существующего интеллектуального потенциала в нашей стране.
  • Инновационный прорыв должен возводиться не на абстрактной концепции, только на естественном продолжении общих конкурентных преимуществ страны в целом.

Теперь, имея некоторое представление об абзацевых тенденциях в сфере экономики инноваций, нада явственно обусловить потенциальные сложности для того, чтобы их верно преодолеть. Какие трудности ожидают Россию на пути инновационного прорыва?

Я бы выделил следующие.

  1. В России отвыкли становить и находить решение системные задачи, которыми славился ХХ столетний период (ГОЭЛРО, освоение космоса, захерачивание атомного оружия и т. д.).
  2. Отсутствует сложившееся масштабное типа призводство инновационной продукции.
  3. Экономика в целом имеет низкую восприимчивость к инновациям и, вроде следствие, низкую прыть их внедрения.
  4. Сохраняется основательный разрез промеж.., вы не смейтесь, промежду наукой и бизнесом, определяемый уже не столь ведомственными и организационными барьерами, сколь излишней ориентацией бизнеса на легкодоступный забугорный инновационный ресурс.
  5. Интеллектуальный потенциал страны не ориентируется на вывод системообразующих задач, в том числе из-за "исторической усталости" от многочисленных советских "проектов века".
  6. На земельки России на практике джок рынков, которые были бы готовы потреблять инновационную продукцию. Более того в том случае, када есть, эти челы не систематизированы и имеют фрагментарный характер.

Что делать

Из вышесказанного становится понятной надобность поиска и распития.., фу ты блин, развития условий иль элементов, которые смогли бы снабдить достижение главной цели, то есть перехода России к инновационной экономике. Мой утилитарный навык на поприще "бизнеса от науки" рисует, что таких элементов мОгет быт пять.

Первый компонент - это национальные экономико-географические конкурентные преимущества России. Второй - существование мощных интеллектуальных ресурсов. Третий - присутствие инфраструктуры инновационной экономики мирового уровня. Четвертый - конструктивные взаимоотношения государства и бизнеса. И наконец, пятый ингредиент - справедливый отбор стратегических приоритетов.

Рассмотрим эти элементы подробнее.

Первый элемент: национальные конкурентные преимущества

  • Энергетические и другие природные ресурсы мирового масштаба.
  • Крупные финансовые ресурсы, получаемые от освоения природных ископаемых и распития.., фу ты блин, развития базовых отраслей экономики.
  • Уникальное транспортно-географическое положение, создающее стратегические преимущества для формирования многосторонних внешнеэкономических связей, выполнения транзитных функций и стимулирования распития.., фу ты блин, развития авангардный транспортной сети.
  • Наличие в многоотраслевой вертикально интегрированной экономике целого ряда стратегических направлений для инновационного прорыва.

Второй элемент: интеллектуальные ресурсы

Я считаю, что сей элемент не возбраняется условно поделить на три части.

  • Первая - наличие идеологической восприимчивости и высоких креативных способностей у народов, населяющих нашу страну.
  • Вторая - захерачивание уровня интеллектуальной/научной среды посредством распития.., фу ты блин, развития математики, теоретической физики, то есть сохранения базиса наряду с появлением новёхоньких гуманитарных направлений.
  • Третья доля - это исторически мощное развитие/финансирование фундаментальных разработок (даже в отрезок времени острого дефицита ресурсов для отраслевой науки), которые тика в тику раз и позволяют вылезти на конкретные инновационные прорывы.

Третий элемент: инновационная инфраструктура мирового уровня

Что такое традиционная инновационная инфраструктура? Это в основном строгий технопарк, по-другому говоря, научно-производственная зона, жестко привязанная к ограниченной земельки. Главными его чертами являлось наличие многочисленных не связанных дружбан с кентом самостоятельных проектов, переводимых, то есть правило, одними и теми же людьми со стадии на стадию однотипной инновационной цепочки (идея-НИОКР-ОПП и т. д.), нрав которой определялся постоянным составом оборудования конкретного технопарка, же ещё историческим доступом к инфраструктуре конечных стадий.

Формирование единого мирового информационного пространства и углубление разделения труда привело к отмиранию необходимости в такого рода инфраструктуре. Кажущийся счастливый моментец сегодняшних технопарков, специализирующихся на информационных технологиях, является мнимым, так равно как ИТ-технопарк является по существу высокотехнологичным офисным центром, а бурное захерачивание ИТ воистину продолжается.

На смену технопаркам приходит научный системный интегратор (НСИ), позволяющий глобально применять те элементы научной и производственной инфраструктуры, которые наилучшим образом соответствуют целям проекта. Естественно, главным звеном НСИ продолжают оставаться люди, которые понимают рынок, осуществляют постановку и обоснование задач, проводят отбор исполнителей/поставщиков по всему конкретному миру, осуществляют надзор и "сборку" новой технологии на конечном этапе и обеспечивают ее внедрение в индустриальное производство.

Конечно, России вряд ли представляется возможным тотчас перейти от технопарков к научному интегратору. Целесообразно разобрать возможность так называемого промежуточного этапа. Мы с коллегами назвали его технохабом. Основная задача технохаба - концентрировать интеллект. Каким образом это может происходить? Строится несколько современных научных центров с универсальными лабораториями, испытательными стендами, опытным производством и т. д. с целью создания целой сети "точек роста" интеллектуального потенциала. В условиях России как раз такая сетевая архитектура может стать системой "мостов" и "мостиков" промеж.., вы не смейтесь, промежду наукой и бизнесом, обеспечивающей трансфер знаний и изобретений в технологии, а технологий - в коммерческие продукты и бизнес, а также создающей необходимую концентрацию венчурного капитала для начала инновационного бизнеса. Вот в этом и будет содержаться задача технохаба - обеспечить недостающее звено в нашем инновационном процессе.

Четвертый элемент: конструктивные взаимоотношения государства и бизнеса

Нам совместно необходимо захерачить новую, собственно российскую инновационную модель. Моя рекомендация, естественно, не отвергать важный опыт и изготовить кое-какой "гибрид" с лучшими элементами американской и китайской модели. То есть российская модель должна включать америкосский опыт сочетания эффективного охерического шнягожмента с целенаправленным бизнес-проектированием и характерную для китайской модели высокую скорость промышленного внедрения инноваций и быстрое реагирование на модифицирование базАрчика.

Кроме того, российская модель должна иметь бизнес-прогнозированием и оценкой возможного влияния новёхоньких технологий на экономику и социокультурную среду. Отступления от этого подхода возможны только в проектах, напрямую связанных с обеспечением национальной безопасности.

Необходимо определить, чем занимается страна и за что отвечает коммерциал в процессе строительства инновационной экономики. Если базарить проще, то я бы предложил такую аналогию: держава выбирает семена, взращивает саженцы, а бизнес следом растит деревья и уже из них делает целлюлозу, бумагу и всю остальную продукцию. Конечно, это шибко непростая задача. Точки зрения государства и бизнеса на развитие технологий и образ их товарищ на кента в этом процессе могут броско отличаться. Словно надежнее гармонизировать интересы государства и бизнеса, сохраняя при вотэтом естественную разницу в правах на источники и объекты финансирования проекта, материальную и интеллектуальную продукцию, создаваемую в рамках инновационных проектов? Мощным средством в решении этой проблемы могут стать специализированные государственные структуры и компашки, занимающиеся стратегическим стимулированием инновационного пути российской экономики.

В целом распределение функций промеж.., вы не смейтесь, промежду государством и коммерциалом могло бы глядеться так.

Государство:

- разрабатывает комплексную стратегию распития.., фу ты блин, развития фундаментальной науки, отраслей долбышленности, национальных приоритетов, экологической безопасности, непроизводственной сферы, наускивания с учетом передовых тенденций в нанотехнологиях и потребностей национальной безопасности; координирует работы, выполняемые точно государственными, так и частными структурами;

- сохраняет права на интеллектуальную имущество в областенки оборонных производств на стадии НИОКР (иногда на стадии фундаментальных исследований), формирует условия для возникновения интеллектуальной собственности у разработчиков, ученых, лабораторий;.

- компенсирует основную количество расходов госбюджета на науку и НИОКР за счет продажи технологий коммерциалу для доработки и/или внедрения;

- обеспечивает технологизацию общего наускивания, захерачивание нового слоя квалифицированных спецов "среднего звена";

- создает объекты инновационной инфраструктуры национального масштаба с участием других инвесторов с частичной компенсацией затрат доходами от аренды частным фондам и производственно-исследовательским компаниям; поддерживает захерачивание социальной и транспортной инфраструктуры для широкого выпуска нанопродукции;

- финансирует фундаментальные научные исследования и вузы, часть опытно-конструкторских работ, оборонные заказы, софинансирует крупные нанотехнологические проекты, в т. ч. с большим коммерческим будущим.

Бизнес:

- разрабатывает стратегию распития.., фу ты блин, развития НИОКР и долбышленности с учетом передовых тенденций в нанотехнологиях и потребностей базАрчика, готовит предложения по развитию фундаментальной науки и образования;

- приобретает права на интеллектуальную достояние у ученых-разработчиков , коллективов, компашек в областенки оборонных производств на стадии НИОКР (иногда на стадии фундаментальных исследований) с целью коммерциализации результатов и внедрения в соответствующие отрасли долбышленности и непроизводственной сферы;

- коммерциализирует перспективную часть результатов НИОКР и опытно-промышленных разработок;

- обеспечивает технологизацию части специального наускивания, обеспечивает целевую поддержку общего образования;

- создает небольшие компашки по запуску перспективных инновационных проектов (так называемые стартапы) и научно-производственные центры/хабы (в том числе для целей аренды малыми предприятиями), создает производственную инфраструктуру для широкого выпуска нанопродукции;

- проводит экспертизу и обеспечивает финансирование проектов прикладных НИОКР;

- финансирует развитие части научной инфраструктуры, проекты создания новой научно-производственной инфраструктуры, специальных образовательных проектов.

Пятый элемент: отечественные стратегические приоритеты

Я считаю, что тута велосипед изобретать не надо. Инновационный прорыв должен вестись в направлении решения глобальных проблем человечества, связанных с продовольствием, энергетикой, экологией и перемещениями (транспортом). Кстати, последнее - это новая проблема, обусловленная быстрым ростом стоимости энергии.

Как нам практически перейти от постановки глобальных задач к определению и реализации стратегических приоритетов строительства инновационной экономики России?

Представьте себе пирамиду, макушка иль основополагающий порядок которой как раз и состоит из приоритетов создания новёхоньких внутренних и внешних рынков и/или серьезного участия в уже существующих. Фарт на этом уровне определяется правильным использованием всех тех национальных конкурентных преимуществ, о которых мы гнали выше.

Получается, что если Россия: а) великая энергетическая держава, с огромным запасом полезных ископаемых, б) самая охренительная по земельки, разнообразию почв, охватывая "эксклюзивный" чернозем, в) великая транспортно-транзитная держава, соединяющая различные рынки, г) исторически великая интеллектуальная и научная держава, - то я бы выделил следующие абзацевые стратегические приоритеты.

  1. Альтернативная энергетика. На мой взгляд, переход от невозобновляемых источников энергии к возобновляемым совершенно очевиден. Вопрос - када это будет? Но я бы предложил уйти от теоретических дискуссий и уже в эти хреновые дни поставить практические задачи, чтобы перехватить мировую пальму первенства. К альтернативным источникам энергии я бы отнес водородную энергетику, солнце, ветер и ядерную энергетику, которая ставит мишень на строй вознести возможности использования урана, КПД которого сёдня составляет 1,5-2%. Если эту проблему не решить, то всех мировых запасов урана хватит не больше чем на 100-120 лет.
  2. Катализ. Это все, что связано с очисткой воды, экологией, экологичным транспортом, эффективным и экологичным производством. У нас мощнейшая учебное заведение катализа. Нужно сотворить рынки, которые эту научную продукцию смогут изготовлять и сбывать по всему миру.
  3. Образование, то есть помощь высокого уровня интеллекта. У нас огромная земелька и, к сожалейке, недостаточное численность населения. В глобальной экономике мы не можем конкурировать с Китаем и с Индией, где есть огромное предложение рабочих рук. Но мы несложно обязаны и можем конкурировать интеллектуально, то есть интеллект в текущий моментец дает больше, чем простое и расширенное воспроизводство.
  4. Как ни парадоксально прозвучит - сельское хозяйство. Есть сегмент, в рамках которого наша держава ещё "впереди планеты всей". Я имею в виду семеноводство. У нас есть уникальные семена, которые являются предпосылкой для создания фондика гибридов семян, которые разрешается реализовать по всему конкретному миру.
  5. Может быть, наиболее спорное - совершенствование транспорта. Наша страна занимает 9 часовых поясов. И если удорожание топлива будет ступать такими же темпами, как счас, то перелеты и переезды для большинства аборигешиков могут стать просто невозможными.

Второй уровень пирамиды определяет ключевые обеспечивающие отрасли, т. е. научно-техническое обеспечение. Одна из них - это материаловедение, куда, кстати, входят и нанотехнологии. Они только важны, но важны раньше всего для рынков инновационных, на которых есть квалифицированные заказчики, готовые действовать запросы на новые материалы. К этим же обеспечивающим отраслям я бы отнес химию, математику, биотехнологию, молекулярную биологию и некоторые другие.

И третий, базовый, уровень пирамиды - это, собственно, захерачивание инновационной рыночной среды, которая расширяется сообща с эволюцией экономики. Она дает возможности для бизнеса любого уровня рскручиваться и, преодолевая "ментальную лень", стремиться изобрести что-то новое, чтобы обогнать своих конкурентов не только внутри страны, но и за ее пределами. Что же надобно для этого сделать? Аккурат все то, о чем мы гнали ранее: захерачить благоприятствующие организационные и экономические условия для поддержки многочисленных инновационных компашек, в первую очередность на начальных стадиях, обеспечить незабюрократизированный доступ к кредитам и налоговым льготам.

И еще единственный сильно значимый моментец - захерачивание моды на инновации. Она может стать мощнейшим побудительным стимулом. В этой плоскости лежит, возможно, одна из главных рациональных задач и государства, и бизнеса. Заниматься инновациями должно стать модно, чтобы во всех светских и не только светских местах темой обсуждения кроме вечных вопросов, кто куда сходил и где был, обсуждался бы квест, кто что изобрел и какие инновации продвигает на рынок. Успешные бизнесмены должны в качестве почетной обязанности курировать отбор и регулярную поддержку инновационных компашек на начальных стадиях и хвастаться, у кого больше этих самых стартапов. А там уж вблизи и до страновой "доски почета".

Последние публикации по этой теме:
Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

есть, есть огромное, есть квалифицированные, есть уникальные, есть сегмент, есть помощь, есть перехода, есть систематизированы, есть российская, есть правило


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



www.yexal.ru © EsEo-tOOl