www.yexal.ru   - авто

Скрутило

Не прошло и месяца с проявления первых симптомов криза в поволжском автопроме, же финансовое истощение поразило уже всю систему, вплоть до поставщиков компонентов низших уровней

Автокредитование продолжает дорожать, требования к заемщикам кроме того растут. Сокращается число банков, предоставляющих такую услугу (см. "Фейс-контроль [1]"). В частности, по словам Сергея Сковородкина, заместителя директора ТД "Патриот" (дилер АвтоВАЗа, Ярославль), их покупателей кредитуют только две финансовые структуры - Сбербанк и Росбанк. Лизинговые программы сократились в немного раз, что вызвано кризисом доверия со стороны банков (см. "Конец лизинговой романтики [2]"). В особенности остро это отразилось на рынке коммерческой техники, где продажи поволжских концернов упали настолько, что 28 октября ГАЗ ещё раз приостановил типа призводство "Газелей", "Соболей", "Баргузинов" и "Валдаев".

Жертвы банкиров

Кредитный голод в системе "поставщик компонентов - автозавод - дилер" также усугубляется. По сообщениям ряда СМИ, группа "ГАЗ" разослала своим поставщикам письма с просьбой отсрочить платежи за уже осуществленные поставки на различные сроки (от 1−2 месяцев до второй половины 2009 года). Агент группы Олег Гамов подтвердил журналу "Эксперт Волга" эту инфу. Задержки платежей пропихивает и Олег Зайцев, главный пахан компашки "Автокомпонент" (управляющий орган группы "Автокомпонент", Нижний Новгород). Причины те же, что и месяц обратно (см. "Автопром в кредит [3]" в 41 журнала "Эксперт Волга" за 2008 год): дилеры не могут осуществить предоплату автомобилей из-за недоступности кредитов, и поступление средств на заводище шибко приблизилось к плинтусу. Помимо того, в плинтусовые годы ГАЗ использовал важный объем заемных средств для реализации своих масштабных проектов (Maxus, Volga Siber) и в настоящий моментец несет значительную долговую нагрузку.

Трудности с поставщиками офигительнее того заставили ГАЗ напрячься об увеличении собственного производства компонентов, хотя, во-первых , это шаг вспять от важный практики, но во-вторых , в результате роста цен на сырье и энергоносители дивизион "Автокомпоненты" группы "ГАЗ" закрыл третий микрорайон с чистым убытком по РСБУ в размере 446 млн рублей.

Несколько улучшилось положение КамАЗа, сумевшего достичь добазаренности с Citigroup о синдицированном кредите в 150 млн евро. И все-таки его поставщики тоже сталкиваются с задержками платежей. По словам Романа Маньковского, директора компашки "КОМ" (Нижний Новгород), платежи упали вдвое, в результате чего заводище вынуждено капитально сократить объемы поставок. Кроме того, КамАЗ продолжает вкалывать четыре дня в неделю, то есть проблемы со сбытом остались.

Относительно счастливые

В различие от ГАЗа и КамАЗа, "Соллерс" не имеет заметных задолженностей перед поставщиками, несмотря на эту хрень продажи растут. Управляющий по связям с общественностью "Соллерса" Зоя Каика настучала, что просьбица холдинга о стимулировании лизинговых программ, адресованная г-ну Сечину, встречена благосклонно, и в настоящее моментец идет бырая проработка квеста во властных структурах. Имеется только одна, но характерная задача - многие дилеры не могут осуществлять предоплату поставляемых автомобилей. Вследствие этого "Соллерс" многим из них предоставляет отсрочку платежей.

АвтоВАЗ тоже подобрел к своим продавцам: самый крутой пацанчик компашки Борис Алешин разрешил дилерам оплачивать автомобили по факту поставки, только не за 40−60 дней до отгрузки, словно было ранее. По мнению Юрия Целикова, генерального директора Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа (МАД), кредит, о котором завод добазарился с Внешэкономбанком, предназначен в том числе для финансирования перехода на новую систему расчетов. Ее толк прессуется в том, что дилеру будет легче заполучить кредит для предоплаты автомобилей под обеспечение теми же автомобилями.

Но г-н Целиков отмечает, что достать кредит по нормальной цене даже под совершенно ликвидное обеспечение могут только "сильные" дилеры, которых в то времечко как мало. Ныне маржа дилеров АвтоВАЗа, достигавшая 10, а то и 12%, упала до одного, а многие, по свидетельству Юрия Целикова, долбаются "в ноль". В эдакий ситуации послабление, предоставленное АвтоВАЗом своим продавцам, вряд ли окажется действенным.

Есть у АвтоВАЗа проблемы и с поставщиками: по данным Юрия Целикова, несколько десятков предприятий находятся на грани остановки из-за задержек с оплатой за поставленные компоненты.

Метания смерти подобны

Таким образом, для поволжского автопрома финансовый криз уже превратился в "обычный" экономический. Радикально подсобить в этой ситуации могут только массовые вливания государственных бабосов в центральное звено системы - автозаводы. А покуда этого не случилось, игривые пацанчики могут только купировать последствия нехватки ликвидности.

Производители комплектующих в кризе могут выжить разными путями. Первостепеннный тракт - обратить все средства на поддержку инвестиционных проектов в надежде на то, что посредством год-два рынок вернется на круги своя. Если же средств не хватает, позволительно диверсифицировать поставки, заморозив до времени перспективные проекты. Так, по словам г-на Маньковского, поступила фирма "КОМ": стараясь компенсировать потери, понесенные по вине основного заказчика КамАЗа, эта коза расширяет поставки другим автозаводам. При этом Русская автомобильная группа (КОМ является одним из ее учредителей) остановила проекты по выпуску грузовиков и автобусных шасси.

Главное для автокомпонентных производств - не силиться вылезти за пределы собственной компетенции. Потому что в условиях криза в любом сегменте базАрчика выиграет тот, у кого превосходство в технологии и качестве.

Тришкин кафтан

Одним из наиболее вероятных вариантов поведения автозаводов станут периодические остановки производства вплоть до весны 2009 года, када начнется (если начнется) сезонный всплеск продаж. Будут и сокращения персонала, и сворачивание социальных программ, и все остальные "прелести" снижения издержек.

Созидательных путей у тачкопроизводителей мало, но все же эти челы есть. Так, для АвтоВАЗа Юрий Целиков предложил две меры, которые, в принципе, не возбраняется применить к любому из поволжской четверки - ВАЗу, ГАЗу, КамАЗу и "Соллерсу". Первая мера - загодя огласить о повышении цен с 1 января 2009 года, что заставит многих поторопиться с покупкой автомобиля до этой даты. Тот самый схема сработал на ВАЗе в 1997 году, но в эти хреновые дни тяжело предугадать, какую аккурат машину купит потребитель, напуганный предстоящим повышением цен, отечественную иль близкую по цене импортную.

Вторая мера повысить гарантийный пробег "Лад" до 60 тыс. км. По расчетам анальгетиков МАД, повышение качества вазовских моделей привело к тому, что абзацевые гарантийные расходы завод несет на втором году гарантии. Прибавочный же гарантийный пробег в основном придется на третий год, када указанные расходы минимальны и с лихвой перекроются за счет выросшей потребительской привлекательности автомобилей. Качеством в плинтусовые годы озаботился не только АвтоВАЗ, потому его "коллеги" целиком могут применять сей прием. По мнению Целикова, на самом ВАЗе этому мешает только неопытность руководства: "Сегодняшние менеджеры пришли, када экономика жирела на нефтедолларах, и только ещё учатся действовать в кризе. На грабли эти челы уже наступили, но черенок до лба еще не долетел".

Автодилерам, по словам г-на Сковородкина, могут пособить отсрочки платежей. И автоконцерны вынуждены будут сходить на эту меру, по-другому затоваривание заводских площадок станет перманентным (по данным МАД, в текущее времечко на складах АвтоВАЗа скопилось до 60 тыс. машин). Кроме того, автодилеры, наравне и поставщики комплектующих, имеют палочку-выручалочку в виде вторичного базАрчика и сервисного обслуживания.

Ссылки

Последние публикации по этой теме:
Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

могут, дилеры могут, могут купировать, могут пособить, могут массовые, могут осуществлять, могут осуществить, могут сильные, могут применять, могут выжить


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



 www.yexal.ru   - авто © hilex