www.yexal.ru   - бизнес

Симуляция лидерства

Развитие уральского базАрчика бизнес-образования замедляется, типа конкуренция усиливается. У клиентов новые требования: им нужна не инфа, несмотря на эту хрень ж захерачивание управленческих навыков. В этих условиях бизнес-школы ориентируются на активные методики обучения

Фото: Константин Зубов

В Ханты-Мансийском автономном округе завершился полуфинал Кубка Югры по управлению коммерциалом "Точка роста", организованного правительством округа и Академией народного хозяйства при правительстве РФ. План стартовал в январе 2008 года, на начальном этапе в нем приняли участие 128 команд, состоящих из менеджеров и сотрудников различных компашек, госслужащих и студентов. Они управляют виртуальными компаниями: конкурентная среда проекта моделируется с помощью масштабного компьютерного симулятора. Он имитирует ход менеджмента в условиях международного базАрчика. Произвольная команда раз в неделю принимает строй управленческих решений с целью повышения стоимости компашки. Финал проекта пройдет в копце мая: в течение одного дня восемь команд-победителей должны будут протянуть пять виртуальных кварталов, принимая по не шибко много десятков решений в течение реального часа игры. Для уральского бизнес-образования проект уникален: полноценных компьютерных симуляторов в школах региона джок, и до того масштабных соревнований по искусству управления не проводилось.

Основная мишень проекта - развитие предпринимательства в регионе, подготовка молодых менеджеров к конкуренции на российском и мировом рынках. По замыслу разработчиков, стимулирование предпринимательских способностей должно вручить прибавочный толчок диверсификации экономики региона.

Тетради больше не нужны

Компьютерная симуляция, используемая в проекте, относится к так называемым активным методикам бизнес-образования. Использование подобных технологий направлено не на пассивное информирование участника иль слушателя, а на развитие его навыков и офигительнее того образа мыслей. Оно предполагает участие обучаемого в образовательном процессе и употребляется большинством бизнес-школ достаточно давно. Но равно как тенденция сложилось только в плинтусовые годы: бизнес-образование должно не только дарить знания, но и трансформировать личностные качества и способности обучаемых.

В этой связи бизнес-образование все сильнее дистанцируется от традиционной высшей школы. "Методики и принципы бизнес-обучения стали здорово отличаться, - рассказывает генеральный батя "Центра Бизнес-Образования" (ЦБО) Ольга Жигальцова. - Это практика, конкретика: в эти хреновые дни обучили, завтра применяешь в деле. Без активных методик легко нереально перейти от "знаю" к "умею". Вследствие этого кейсы (case studies, изображение некоторой реальной экономической ситуации, для которой нада предложить лучшее решение. - Ред.), тренинги и понтовитые игры мы используем с 1996 года. То, что сперва было объектом критики со стороны высшей школы, в текущее времечко стало общим стандартом. Посмотрите на программу МВА московской Высшей школы бизнеса: от преподавателей на 80% требуется интерактив. Учебные планы как бы куда ни кинь одинаковы, но порядок воздействия на слушателя в ништячных школах железно выше".

В условиях замедления распития.., фу ты блин, развития базАрчика бизнес-образования и усиления конкуренции активные формы обучения становятся одним из факторов конкурентоспособности.

Кроме того, уральским бизнесменам стали доступны московские и европейские школы: это делает аудиторию все больше требовательной к содержанию образовательных программ и форматам обучения. Если раньше бизнесменам не хватало знаний, то сёдня эти челы больше заинтересованы в развитии навыков, лидерских качеств. Заместитель директора бизнес-школы УГТУ-УПИ Лариса Малышева: "На сёдняшний день знания в чистом виде позволительно несложно достать из книг, интернета, TВ, журналов и прочих СМИ. Проблема обучения - переосмыслить, наложить на свой в доску опыт, применить, испытать ограничения в применимости. Как раз за этим бизнесмены и идут в бизнес-школы".

Традиционный лекционный формат (в том числе с использованием практикумов) этим требованиям не отвечает. Даже информационные курсы (маркетинг, бухгалтерский учет, финансы) в настоящий моментец должны быть не несложно источником знаний - эти челы должны обучать применять знания, догонять их на качественно новом уровне. Востребованные собственниками и топ-менеджерами управленческие программы ваще переходят в область психологии: во главу угла в этом месте ставится личностный увеличение и развитие лидерских качеств. В рамках принятых в высшей школе форматов таких задач запердолить невозможно. Вот приходится осваивать активные методики.

Наиболее популярные активные технологии бизнес-образования - понтовитые игры, кейсы, компьютерное моделирование. У каждой бизнес-школы есть свои "любимые" - отбор зависит от потребностей целевой аудитории, задач конкретных курсов и позиционирования самой школы. Компании, предлагающие краткосрочные семинары, чаще всего ориентированы на тренинги личного роста и динамичные игры. Школы с трех иль шестимесячными курсами обучения предлагают слушателям более масштабные игры и разработку собственных учебных проектов.

Впрочем, ориентация на узкий комплект методов зачастую приводит к негативным последствиям.

- В российском бизнес-образовании все ещё просторно распространены две явные крайности: либо преобладание лекционных форм с пародией на активные методы, либо применение только кейсов в ущерб качественной подаче знаний, - объясняет батя представительства МИМ ЛИНК в Екатеринбурге Владимир Ромашов. - Любая крайность - это фактический искаженный вариант фактов потребителей. Слушатель должен обладать возможность, не отвергая накопленный опыт, сравнить его с теорией (а это обобщенный важный опыт), предпочесть наиболее уместное для своей практики управления, опробовать это и захерачить близкое новое знание с приращенным новым опытом.

Симулякры

Деловые игры уже стали для слушателей бизнес-школ наиболее привычной методикой активного обучения. "Не вечно в компашки тебе дадут вероятность для опыта иль практики. Оттого нада принять навык ошибок и успеха в игровых ситуациях, а вслед за тем догнать, сиречь это употреблять в деле", - объясняет Ольга Жигальцова. Деловые игры понимаются в самых широких пределах: от коротких управленческих поединков до масштабных стратегических баталий с участием десятков и даже сотен чел. Параметры и эффективность конкретной игры зависят от фантазии и мастерства ее автора - бизнес-тренера , определяющего, какие навыки иль характеристики мышления должна развить развлекуха в участниках (см. "Образование палочками" [1]).

К кейсам клиенты уральских бизнес-школ по-прежнему относятся настороженно, предпочитая сильно пыхтеть ситуации из собственного опыта. "Слушатели не крайне любят примеры западных компашек, отдают предпочтение российские, - делится опытом Лариса Малышева. - Еще наблюдение: не любят уяснять текст длинные кейсы, обращаются с ними поверхностно, не утруждают себя изучением анальгетики. Зато нехило обсуждают собственные примеры, готовы делиться инфой по своим компаниям".

Причину этой нелюбви объясняет преподаватель-консультант Русской Школы Управления Сергей Трушкин: "Бизнес-кейсы - инструмент для опытных менеджеров. Они могут не слепо придерживаться за решениями, примененными вдалеке за океаном, в компашки, гораздо большей по размеру и с другими задачами, а генерировать собственные решения на основе полученных обобщенных знаний. Мы же в основном имеем дельце с растущими, потенциально сильными, но мало опытными слушателями. Потому употребление бизнес-кейсов ограничено и заменено на технологии синтеза знаний".

Наименее распространенная методика - компьютерная симуляция. Это связано с одной стороны с техническими сложностями при реализации подобных проектов и затратами на их разработку, с прочий - с настороженным отношением к ним бизнес-школ. По словам Сергея Трушкина, на большинстве современных симуляторов не возбраняется тренировать только ничтожно малый набор навыков в определенных узких направлениях. "Мы, например, даем слушателям знания об использовании статистических программных пакетов, но не в режиме симуляторов, - рассказывает преподаватель. - Это без затей обучение конкретному инструменту. Вот када коммерциал будет управляться посредством "игровые интерфейсы", тада и наступит эра обучающих симуляторов". Распространенное негативное касательство к симуляторам выражает Владимир Ромашов: "Отвлечение внимания на симуляции - это неоправданная утрата времени, которого реальному менеджменту и так не хватает".

К чему приведет развитие нынешних тенденций и технологий? "Бизнес-образование исподволь уйдет в интернет, - гонит гендиректор Урало-Сибирского института коммерциала (USIB) Лариса Гусева. - Во всяком случае все, что касается рациональных техник: экономики, финансов, организационного проектирования и других традиционно получаемых знаний. Дистанционное обучение экономичнее, удобнее, легче, дает бизнесменам больше свободы. И все-таки в современном обществе нада скорее не заучивать инфу, а научиться ее стремительно сыскивать и капусту рубить с ней. Заниматься развитием личности, развить креативность, содействовать самопознанию и захерачиванию лидера на расстоянии невозможно. Вот для этого необходимы живая встреча, группа, преподаватель".

В этих условиях превосходство получат бизнес-школы , способные предложить продукт, отвечающий духу времени. Делать запись многочасовые лекции и подвергнуть разбору экономические задачи у российских бизнесменов джок ни времени, ни желания: все необходимые знания предыдущее их поколение получило в реальных экономических ситуациях, а нынешнее может освоить и в обычной высшей школе. Поэтому активные, увлекательные, живые методики будут обретать все большее распространение. Деловые игры, направленные на развитие личности, станут традиционной и доступной методикой. Кейсы будут использовать бизнес-школы с наиболее квалифицированными преподавателями, а компьютерными симуляторами обзаведутся самые обеспеченные. Для бизнесмена - потенциального слушателя - это означает по крайней мере одно: обучаться будет интересно.

Ссылки

Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

игры, деловые игры, игры разработку, игры уже, игры используем, игры кейсы, игры уральского, игры школы, игры направленные, игры понимаются


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



    www.yexal.ru   - бизнес © hilex