www.yexal.ru   - бизнес

Это мы не проходили

Российская учебное заведение бизнес-образования уже распухла из коротких штанишек, но все ещё вынуждена изобретать велосипед, на Западе уже поддающийся апгрейду. Однако ж криз медлить не позволяет

Иллюстрация: Владимир Басов

Современная обстановка на рынке бизнес-образования полностью определяется тенденциями базАрчика труда. Это справедливо и в отношении обучения за рубежом. Естественным результатом замораживания бюджетов на захерачивание персонала стало сокращение корпоративного сектора (примерно на 30−50%) и в целом среднего сегмента. "Классический клиент системы бизнес-образования - 30−32−летний карьерно ориентированный менеджер среднего звена - оказался в фарватере кризисных явлений, и в коротком периоде большинству из таких менеджеров (по разным причинам) будет не до бизнес-образования , - объясняет шеф по развитию и внешним связям Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) Дмитрий Павлов. - То есть поведет себя таковый клиент осенью, если компашки будут по-прежнему воздерживаться от финансовой поддержки обучения, болтануть трудно. До ноября 2008 года частные инициативы ("хочу сходить обучаться - повысить свою квалификацию") в основном поддерживались компаниями".

Частное следствие этого процесса - понижение спроса на языковые программы. "Те, кто ехал заниматься изучением язык, якобы правило, представляли собой тот самый-самый уязвимый обычный класс. Если год обратно эти челы могли выложить приличную сумму на исследование иностранного языка в прочий стране, то сёдня вопрошающий песняк об этом не стоит", - гонит генеральный батя агентства IQ Consultancy (обучение персонала, наускивание за рубежом) Анна Вознесенская.

То же разрешено произнести и о краткосрочных программах в принципе. "Спрос на короткие программы существовал со стороны корпоративных заказчиков, которые проводили периодический апгрейд компетенций сотрудников. Типа посреди физических лиц краткосрочные курсы не были популярны, так как у них джок мотивации независимо оплачивать за невнятный сертификат и в то же час такие программы не дают фундаментального наускивания и возможности прорыва в бизнесе", - рассказывает управляющий программы Executive MBA General Management Стокгольмской школы экономики Алексей Попов.

"Модель Full-time MBA все еще остается самой популярной формой обучения, - соглашается генеральный батя агентства AcademConsult (образование за рубежом) Ирина Следьева. - Но параллельно растет цифра кандидатов по программам Executive MBA (EMBA). Они кроме того обеспечивают длительное погружение в ход обучения, но построены по модульному принципу. Руководители выезжают на четыре-пять дней раз в месяц в какую-то страну, проходят там интенсивное обучение, а позже дистанционно занимаются в России".

С возвращением собственников к оперативному управлению их заинтересованность к обучению за рубежом вряд ли может возрасти. "Человек высокой бизнес-позиции в России бросить работу на год не может. Потери в этом случае превысят выгоду и в отрезок времени активного роста, и тем больше в ситуации, када стоит проблема выживания бизнеса. Такие слушатели в большинстве получают бизнес-образование в России: касательство обучающихся тута и за рубежом составляет десять к одному", - делится Попов.

"Исключение составляют, пожалуй, собственники небольших компашек, уверенные в устойчивости коммерциала в обозримом будущем и готовые инвестировать в повышение своей управленческой квалификации", - отмечает Дмитрий Павлов.

В противоположность этой тенденции растет спрос в среде топ-менеджеров , располагающих в эти хреновые дни сиречь свободным временем (как правило, вследствие потери интенсивной занятости), так и средствами, которые в условиях повышенной рискованности бабловливаний уместно вложить в себя.

Для охренительных и малышей

"Западные эксперты заметили такую тенденцию: в кризисные времена спрос на бизнес-образование в мировых бизнес-школах типично повышается на глаз на 30%. Такая тенденция целиком логична. Тем более что в нашей стране ныне начинается серьезная структурная перестройка экономической жизни. Некоторые люди в действительности хотят поменять ориентация деятельности, и сей приток слушателей компенсирует сокращение базАрчика в других сегментах", - резюмирует Попов.

Налицо возрастное расслоение целевой аудитории. Средний возраст слушателей программ МВА составляет 26−40 лет - это активные авторитеты, делающие ставку на бабловливания в родное будущее. Рядом 15% слушателей - спецы старше 40, с солидным опытом, ориентированные на программы EМВА. Параллельно растет спрос на забобривание второго высшего наускивания за рубежом. Это связано с отсутствием места на рынке труда для выпускников. "Если у топ-менеджмента еще есть вероятность устоять на прежнем месте иль заменить компашку, то у выпускников таких возможностей джок. Вместо того чтобы перебиваться на низкооплачиваемой должности, работая не по специальности, многие из них выбирают ехать за рубеж", - отмечает Анна Вознесенская. Для родителей выпускников отправка спиногрызов за рубеж является средством удовлетворить надобность в безопасности. И при том, что дозволить себе это могут немногие, блин, этот сегмент распух приблизительно на 20%. Впрочем, основную ставку бизнес-школы делают на топ-менеджмент : этот чел платит за себя сам.

Нам бы подороже

При сопоставимом уровне школ цены на обучение в России и на Западе потихоньку сближаются. "При том что в Европе появляется все больше недорогих предложений (в Германии не возбраняется обрести уровень MBA за 3 тыс. евро), программа французской школы HEC в Петербурге стоит на практике столь же, сколь и во Франции", - приводит образец Ирина Следьева. Понятно, что предложение импортного продукта в России сопряжено с дополнительными затратами на перемещение зарубежных преподавателей и организацию их работы. И оттого такие программы оказываются не дешевле, чем на Западе.

Дешевые программы могут заинтересовать выпускников, но им стоит держать в памяти еще и о необходимости оплачивать проживание за рубежом. Что же касается топ-менеджеров , то эти челы, как бы правило, едут на Запад за дипломами именитых школ, цена обучения в которых не сравнится с российскими прайсами. "Такие школы, точно Harvard и Stanford, просят за обучение примерно 95 тыс. баксов. Причем коррекции стоимости нынче джок, так как будто именитые бизнес-школы не испытывают спада абитуриентов, - выделяет Следьева. - Некоторые абитуриенты все-таки вынуждены, не отказываясь от программы MBA, избирать более экономичные варианты (вместо двухлетней программы - годовую, вместо Instituto de Empresa в Испании - французскую ESC). А кто-то прибегает к образовательным кредитам, которые нам в то времечко как удается обретать для наших клиентов".

Доказательство калибра

Мотивация к выбору зарубежных бизнес-школ в среде топ-менеджмента различна. Одних интересует продвижение по карьерной лестнице, то есть важен нетрудно факт получения диплома. "С дипломом престижной западной бизнес-школы всем станет ясно, что вы - дядя определенного калибра", - отмечает Алексей Попов.

Те, кому нужен сертификат, выбирают школу из топ-100 , ориентируясь на свой в доску бюджет. При этом, вроде гонит Ирина Следьева, "карьера за рубежом интересна тем, кто получает первое наускивание за границей, а старшее поколение настроено снимать сливки полученного наускивания в близкий стране". В то же миг стоит учесть своеобразную "протекционистскую" политику западных работодателей. "Они не склонны принимать на управляющие позиции чела из иной экономики. Если расходы на адаптацию руководителя серьезные компашки не смущают, то репутация нашей страны все еще неудовлетворительна, в особенности в отношении коррупции", - подчеркивает батя Высшей экономической школы СПбГУЭФ Валентин Галенко. Но и в России вложения в обучение окупаются. "Получая бизнес-образование в ништячной школе на Западе, вы можете полагать на стартовую зарплату в два-четыре раза выше обычной, - базарит Анна Вознесенская. - Конечно, российские школы этого не дают. Более того если мы возьмем Стокгольмскую школу экономики, то для работодателя дипломы этой школы, полученные в Стокгольме и в России, будут располагать разное значение".

Другие абитуриенты стремятся расширить свои взгляды на коммерциал и обогатить профессиональный опыт. Они хотят возвратиться на родину и вскрыть наш бизнес иль уже имеют бизнес, но испытывают нехватку знаний для его продвижения. Кстати, такая мотивация характерна и для редких собственников, решившихся заниматься саморазвитием в кризовый период. "На днях я ботала с директором крупной гостиницы из Екатеринбурга. Джентльмен имеет гигантский навык работы, но тем не менее вынужден звать консультантов из Европы, оттого что капитально уступает им в профессиональном уровне, не постоянно может остановить свой выбор правильную стратегию, - приводит пример Анна Вознесенская. - В этом случае важен не столько бренд, сколько конкретные знания. И есть море крепких школ, которые не сравнятся по знаменитости с Harvard иль Stanford, но дают реальные знания и подходы к решениям бизнес-кейсов". Аккурат такая мотивация предопределила увеличенный интерес к отраслевым программам. При этом абитуриенты рассчитывают на отрасли, которые в перспективе могут вырастать (тот же гостиничный бизнес иль инновационный), в различие от тех, которые исчерпали себя в существующей экономике.

Родиной наускивания в гостиничной индустрии считается Швейцария. Образование в сфере искусства и моды зачастую едут получать в Италии. Сегодня ещё растет интерес к обучению в Канаде - все-таки оно дешевле. "Большинство (около 46%) абитуриентов традиционно выбирают Великобританию. Несмотря на то что ведущие места в рейтингах занимают США, только 6% выбирают эту страну. Программа идет два года, а значит, придется долгое пора не получать и потратить на обучение в два раза больше, чем в Европе", - аргументирует Ирина Следьева.

Высший пилотаж

Очевидный плюс западного бизнес-образования - бренд равно как снадобье для удачного старта карьеры. В России брендов, которые бы котировались в мире, джок (стоит осмотреть на рейтинги Financial Times).

Но главным преимуществом в сфере бизнес-образования является, стопудово, академическая школа. "Управленческие модели, работающие на рынках, в основном западные. В топовых западных школах преподают люди, по учебникам и книгам которых развивается теперешний бизнес. И вы имеете возможность принять инфу у первоисточника", - гонит менеджер по корпоративным связям Европейского университета в Санкт-Петербурге Алла Самолетова.

Более того, у людей, которые преподают в западных бизнес-школах , за плечами громадный опыт ведения собственного бизнеса, позволивший им сделаться бизнес-консультантами. "В данный миг эти челы уже не директора заводов - это не их уровень. Они намечают пути распития.., фу ты блин, развития компаний. Это и есть типа главный пилотаж, - считает Анна Вознесенская. - А сёдня, када мы переживаем важный криз, нам тем более нужны стратеги, которые сетуёвину в конкретной компашки разобрали бы по косточкам, проанализировали и прописали лекарство".

Кто меня научит?

Очевидный бич отечественных школ - ориентированный на теорию профессорско-преподавательский состав. "Российские преподаватели заполняют фундаментальные дисциплины как будто экономики и психологии. Бизнес не очень-то с охотой идет в преподавание. А западные бизнес-школы имеют возможность отрывать практикующих авторитетов от бизнеса, компенсируя их усилия серьезными окладами", - сравнивает Алексей Попов.

Конечно, сетуёвина меняется. "Абсолютно неверно гнать, что у нас джок практикующих преподавателей, - считает Валентин Галенко. - В масштабе всей страны такая задача действительно существует. Но преподаватели столичных (московских и питерских) бизнес-школ имеют прямое отношение к бизнесу". И все-таки это еще не приобрело характера тенденции. На Западе же успешный опыт ведения собственного бизнеса - обстоятельство для преподавателя.

Да и те бизнесмены, которые появляются среди российских преподавателей, вряд ли могут поделиться перспективными наработками в бизнесе. Основа для практического обучения отсутствует, потому что самой практики внедрения передовых технологий управления у нас еще джок. "О многих дисциплинах, которые сёдня становятся все более важными (вроде управления изменениями), мы покуда знаем только теоретически, да и то в переработке. А там эти дисциплины разработаны и давнехонько освоены - для них это не теория, а альфа и омега грамотного ведения бизнеса", - противопоставляет Анна Вознесенская.

На отбор в пользу западного обучения существенно влияет и отсутствие отраслевых школ. Наконец, бизнес-образование наподобие таковое имеет у нас относительно короткую историю. "Российские бизнес-школы только доросли до совершеннолетия (самой старшей - 20 лет), в то моментец будто многим западным вдалеке за 50. При этом наши стандарты МВА мал-мал консервативны", - гонит Ирина Следьева.

Идеальный тип

Помимо преподавательского состава значимый показатель уровня бизнес-образования - доля топ-менеджеров и владельцев бизнеса среди слушателей: учиться с опытными бизнесменами полезнее, чем со вчерашними студентами. "Желание притянуть больше слушателей приводит российские школы к тому, что критерии отбора студентов шибко слабы, контингент слушателей разнороден. При поступлении же в западную школу претенденты проходят испытания более высокого уровня и на курсы собираются папики бизнеса, которым есть чем поделиться с коллегами. А лучшие бизнес-школы привлекают высококлассных профессионалов из разных стран, имеют подлинно интернациональный характер", - рассказывает Ирина Следьева.

Иллюстрация: Владимир Басов

Впрочем, акцент на способности рскручиваться в интернациональной среде - палка о двух концах. "Для подготовленного чела постижение устройства бизнеса и особенностей поведения бизнесменов различных культур станет большим плюсом. Это кардинально расширяет кругозор. А если мужик смотрит на вещи узко, у него не будет возможности нарастить связи так же, наравне в российской бизнес-среде , и этот чел столкнется с дефицитом коммуникаций. Интернациональный состав группы слушателей - это во многом чуждая среда, и все зависит от способности чела обернуть это себе на пользу", - размышляет Алексей Попов. Минусом может стать и языковой барьер. "Топ-менеджеров , обладающих финансовыми и временными ресурсами, да еще и владеющих иносраным языком в достаточной для эффективного обучения мере, единицы", - уверен Валентин Галенко.

Как считает Ирина Следьева, ориентация российских бизнес-школ только на внутривенный, тьфу ты, внутренний рыночек опасна не только для них самих в плане дальнейшего распития.., фу ты блин, развития, но и для компашек, которым требуются спецы с интернациональным опытом. Но не все с этим мнением согласны. Так, некоторые пацанчики с рынка считают, что есть специфические направления, которые уместнее развивать на российских примерах. "Обучаясь в зарубежной бизнес-школе , менеджеры в любом случае отрываются от российского контекста. А западные модели на нашем рынке долбаются немного иначе, чем в их "естественной среде". При этом российских кейсов в западных школах не проходят, - гонит Алла Самолетова. - Западное знание - это этакий безукоризненный тип, тот, что требует последующей обкатки на российском материале".

"В этом смысле чел, учась здесь, в большей степени соответствует экономическим реалиям нашей страны. При этом российское бизнес-образование , что бы кто про него ни гнал, из коротких штанишек выросло", - резюмирует Галенко.

Обучение без границ

Дальнейшее развитие базАрчика бизнес-образования за рубежом, по мнению крутых пацанов-экспертов, пойдет в сторону все большей специализации. "А те агентства, которые не успели завоевать репутацию в этом сегменте до криза, будут вкалывать с программами бакалавриата, так тика в тику это не требует ни таких знаний схем зачисления, ни эдакий подготовительной работы, словно программы MBA", - считает Ирина Следьева. Небольшие агентства, отправляющие учиться за рубеж, пока не закрываются, но сокращают персонал и переезжают в офисы поменьше. Крупные игривые пацанчики особых трудностей не испытывают. Одна в одну сетуёвина с зарубежными школами: известные без проблем находят студентов, а молодые вынуждены предлагать стипендии на обучение, покрывающие 15−50% стоимости, и различные варианты повременной оплаты.

В общем смысле перспективы распития.., фу ты блин, развития базАрчика связываются с объединением вузов мира в единое образовательное пространство и независимостью от места обучения. "Это ведет к устареванию формы учебного заведения как эдакий и вынуждает бизнес-школы переосмысливать свою стратегию. Так, ведущие школы на основополагающий проект выдвигают возможность изучения курсов от разных вузов из разных стран (онлайн иль очно)", - комментирует Следьева.

Существенным плюсом зарубежного наускивания уже в текущий моментец является существование глобальных программ обучения. "Человек поступает в американскую бизнес-школу , доля обучения проходит в США, другую - в Японии, третью - в Испании и т.д., - рассказывает Валентин Галенко. - Такие программы сёдня оказываются наиболее востребованными". В российских вузах пока предлагается только вариант совместных программ. "Такие программы строятся на российских реалиях с привлечением зарубежных преподавателей, и это дает эффект. Например, наша школа довольно давно работает в этом направлении, из одиннадцати программ восемь - совместные. И я думаю, что с развитием местных бизнес-школ спрос на отечественные и совместные программы будет только увеличиваться", - продолжает Галенко.

Главный квест состоит в том, как швыдко российская школа сможет предложить свои наработки системы бизнес-образования , востребованные в глобальной системе. "Хотелось бы надеяться, что порядок распития.., фу ты блин, развития нашей экономики будет в такой степени высоким, что собственные модели российского бизнеса будут образцом для всего мира. Но пока нам нечем похвастаться, - сетует Алексей Попов. - И что бы ни гнали про особенности российского бизнеса, лучшие образцы бизнес-инноваций аккумулированы за рубежом. И потому как я вижу прямой толк в том, чтобы в поиске качественного наускивания направлять свои взоры на Запад, в лучшие школы мира".

Санкт-Петербург

Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

программы, такие программы, программы оказываются, программы mba, программы существовал, программы будет, программы строятся, программы могут, программы executive, программы дают


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



    www.yexal.ru   - бизнес © hilex