www.yexal.ru   - финансы

Время суперверфи 2

Из четырех проектов по строительству верфей на Cеверо-Западе правительству страны предстоит остановить свой выбор один-два приоритетных варианта

Иллюстрация: Владимир Басов

Россия в ближайшем десятилетии планирует начать к масштабной разработке шельфовых месторождений. По оценкам крупнейших компашек, имеющих ресурсы на шельфе Севера, Дальнего Востока и Каспийского региона ("Газпрома", "Роснефти" и "ЛУКОЙЛа"), освоение континентального шельфа требует создания к 2030 году технических средств для добычи и транспортировки до 110 млн тонн нефти и до 160 млрд кубометров газа в год. По расчетам Минпромторга, надобность в специализированных транспортных судах ледового класса составляет 90 единиц суммарным дедвейтом рядом 4 млн тонн, обслуживающего флота - 140 единиц, помимо того, необходимо отгрохать 10−12 новёхоньких ледоколов.

Уже объявлено о запуске под будущие заказы добывающих компашек нескольких проектов по созданию судостроительных верфей. На Северо-Западе России не возбраняется выделить четыре таких проекта. Планы возвести на Финском заливе суперверфь, которая сможет создавать суда дедвейтом свыше 100 тыс. тонн, озвучены Выборгским судостроительным заводом (ВСЗ), подобные проекты рассматриваются "Северной верфью", "Суммой капитал" и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).

Частные планы...

В марте этого года, выступая на правительственном совещании, посвященном развитию гражданского судостроения, министр долбышленности и торговли России Виктор Христенко болтанул, что, в различие от Дальневосточного региона, где с проектами суперверфей в то времечко как туго, на Северо-Западе России эти челы уже бэгнули конкурировать дружбан с кентом. Тогда же этот чел брякнул, что страна из всех проектов в СЗФО наиболее проработанным считает план, тот, что намерены реализовать акционеры Выборгского судостроительного завода (завод контролируют совладельцы банка "Россия"). Тот самый план предполагает возведение в районе Приморска верфи, которая будет в состоянии сооружать корабли дедвейтом свыше 100 тыс. тонн. Под проект выделена земля, типа вице-губернатор Ленинградской областенки Григорий Двас подчеркнул, что в районе Приморска глубины идеально подходят для размещения таковый верфи.

Тем не менее проект верфи в Приморске покуда находится только на бумаге. Начальный транш кредита Внешэкономбанка в объеме 700 млн рубчиков на проектирование верфи ВСЗ получил только в октябре этого года. Всего же банк посулил выделить примерно 22 млрд из 38,5 млрд рубчиков, необходимых для строительства. Недостающие суммы судозавод рассчитывает принять от своих акционеров, несмотря на эту хрень ж ещё от Минпромторга по программе поддержки гражданского судостроения. Если проектирование будет закончено за год и в 2010 году начнется строительство, верфь будет готова, по самым оптимистичным оценкам, не раньше 2013−го. При этом уже посредством год планируется активизировать освоение Штокмановского месторождения, а значит, потребуются первые суда для перевозки сжиженного природного газа. Чтобы уложиться в срок, закладывать газовозы нада вместе с тем с достройкой верфи.

Входящая в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) "Северная верфь" ведет оттопыризацию без отрыва от производства. "Корпорация запланировала на 2008−2015 годы глубокую реконструкцию и оттопыризацию индустриальных мощностей без остановки действующего производства", - рассказывает главный пахан завода Андрей Фомичев. По его словам, в результате модернизации на земельки "Северной верфи" появится теперешний судостроительный комплекс с сухим доком, способный строить крупнотоннажные суда, охватывая газовозы, при годовом объеме производства не менее 500 тыс. тонн дедвейта. Инвестиции в захерачивание этого комплекса оцениваются в 17 млрд рубчиков. После этого завершения работ верфь сможет давать суда дедвейтом до 300 тыс. тонн. "Проект будет осуществляться за счет собственных средств ОПК и кредитных ресурсов. Заинтересованность к его финансированию уже проявляют крупнейшие госбанки", - замечает Фомичев.

Еще единственный проект планирует осуществить холдинг "Сумма капитал" (создан в 2007 году с целью объединения основополагающих активов бизнесмена Зиявудина Магомедова). Верфь должна разместиться в Приморске, где у "Суммы капитал" уже есть активы. Холдинг контролирует по 50% в компаниях "Морской коммерческий порт Приморск" (заказчик-застройщик строительства порта), "Приморский торговый порт" (стивидор, переваливает сырую нефть), "Петротранс Приморск" (обладает правами долгосрочной аренды 104 га в районе порта) и "Транс-флот" (владеет двумя из четырех причалов в Приморске). Верфь, которую планируется возвести тута за пять лет, будет строить транспортные суда (танкеры и газовозы) дедвейтом до 250 тыс. тонн и морские платформы для работы на шельфе. Инвестиции в проект заявлены в объеме 1 млрд баксов собственных и заемных средств. Окупить затраты инвестор намерен за 11,5 лет.

...и государственные

С четвертым проектом - строительством верфи в Кронштадте - обстановка больше запутанная. Предполагается, что на остров Котлин переберутся "Адмиралтейские верфи", которым узко в историческом центре Петербурга. "Судостроительная площадка не должна размещаться в центре города: находясь в 2,5 км от Дворцовой площади, перерабатывать десятки тысяч тонн стали и вкалывать с опасными материалами - не наилучший вариант", - делился ещё летом своими опасениями с журналистами генеральный батя "Адмиралтейских верфей" Владимир Александров. Государственные верфи ждут окончательного решения правительства России, которое должно определить, по какому пути пойдет захерачивание предприятия с трехсотлетней историей. Кроме переезда существует вариант сохранения верфей на прежнем месте с проведением модернизации площадки.

ОСК больше рассчитывает на перебазирование. Подобного мнения придерживается и руководство Санкт-Петербурга , которое определило, что индустриальное типа призводство на том месте, которое в текущее времечко занято "Адмиралтейскими верфями", должно оставаться только до 2024 года. В случае проведения модернизации завода с сохранением нынешнего места базирования этот чел сможет ежегодно выпускать пять-шесть крупнотоннажных судов в год. При переезде в Кронштадт возможности судостроительного комплекса расширятся до 16 судов дедвейтом от 70 до 200 тыс. тонн в год. При всем при том минус переезда - его высокая стоимость. По оценкам Александрова, если оттопыризация верфей обойдется приблизительно в 18 млрд рубчиков (600 млн долларов), то новое возведение будет стопудово стоить возле 65 млрд.

Тем не менее организационная служба по новому строительству пускай плинтусовыми темпами, но ведется. В середине лета ОСК представила на рассмотрение правительства Петербурга декларацию о намерении возвести судостроительный комплекс в Кронштадте. Позже декларацию вынесли на рассмотрение межведомственной комиссии (под председательством вице-премьера Россия Игоря Сечина), в состав которой входят честные панцаны Минпромторга, Минфина и Минэкономразвития.

Как заявлял раньше глава департамента перспективного распития.., фу ты блин, развития ОСК Валерий Венков, потому что новая верфь в Кронштадте предназначена для гражданского судостроения, не стоит полагать на содействие государства при финансировании такого проекта, "это должны быть на все сто заемные средства". По сообщению Венкова, на новой верфи планируется захерачить производство газовозов (объемом от 150 до 250 кубометров), крупнотоннажных танкеров (более 100 тыс. тонн), платформ и, возможно, добывающих судов. Как будто болтанул в копце сентября вице-президент ОСК Сергей Форафонов, корпорация рассчитывает, что к концу 2009 года правительство России примет заключение о строительстве верфи в Кронштадте: "Документы о строительстве верфи уже находятся на согласовании".

Кто первый?

Очевидно, что в нынешних экономических условиях потянуть тотчас четыре судостроительных проекта не в состоянии ни государство, ни бизнес. Тем более что частные инвесторы рассчитывают на серьезное финансирование со стороны государственных банков, которые вряд ли рискнут дать кредиты на реализацию четырех на глаз одинаковых проектов. Поэтому, скорее всего, будет выбран один, максимум - два варианта, остальные проекты будут либо отложены, либо отменены.

"Если российские верфи предложат конкурентные цены на свою продукцию, проблем с привлечением заказов эти челы, скорее всего, не испытают, - отмечает управляющий департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Александр Шток. - Крупнейшие российские энергетические компашки плинтусовые годы ведут активную работу на морских шельфах. Это ориентация считается самым перспективным. Для эффективной реализации шельфовых проектов им необходим свой флот".

"Газпром", в частности, планирует к 2020 году обладать 10 буровых платформ, 20 газовозов, 80 единиц вспомогательного флота. Не менее амбициозны планы "Роснефти" - группа к тому же сроку намерена заполучить около 50 платформ, более 80 танкеров и 200 судов. Причем, оттого что большое чуткость уделяется арктическому шельфу, суда и платформы должны быть рассчитаны на сложные климатические условия, в которых им предстоит долбаться. Эти планы, естественно, могут быть скорректированы, и все-таки тот факт, что освоению шельфа уделяется все больше внимания, очевиден, добавляет Шток. Все это предполагает сильно хорошие перспективы для распития.., фу ты блин, развития верфей в России, и некогда всего - на севере страны. "Однако судостроительные проекты требуют огромных бабловливаний. Притянуть кредит под сооружение верфи нынче достаточно трудно. Оттого стопудово, что, несмотря на активную поддержку отрасли со стороны государства, некоторые из запланированных проектов будут заморожены", - уточняет Александр Шток.

"Газпром", по сути, уже назвал два проекта, с которыми готов долбаться. Это "Северная верфь", которая займется строительством двух газовозов вместимостью 155 тыс. кубометров, и ВСЗ, которому доверят суда, вмещающие 215 тыс. тонн сжиженного природного газа. "Для определения конструктивных параметров газовозов, ни при каких обстоятельствах до этого не проектировавшихся и не строившихся в России, и параметров новёхоньких производственных мощностей, необходимых для строительства таких судов, "Газпром" образовал экспертную рабочую группу из спецов ведущих отечественных научных институтов (ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ОАО "Гипроспецгаз", ЦНИИ ТС), КБ и промышленных предприятий ОПК", - рассказывает Андрей Фомичев. По его словам, сдача головного судна намечена на 2014 год.

Потенциальные строители газовозов уже бэгнули розыск партнеров, в кооперации с которыми планируется приступить к работе с новым для России типом судов. ВСЗ объявил о готовности захерачить консорциум с финскими компаниями (их названия не разглашаются), которые займутся строительством емкостей. Сам заводище при вотэтом будет строить корпуса газовозов. То, что финские компашки будут участвовать в российских судостроительных проектах, практически на днях подтвердил и премьер-министр Финляндии Матти Ванханен.

О готовности обозначиться партнером российского предприятия, которое получит заказ на строительство газовозов, недавно заявлял и Виталий Юсуфов, генеральный батя компашки Nordic Yards, контролирующей две верфи в Германии. Юсуфов, до августа работавший в компашки Nord Stream, приобрел эти верфи летом этого года. Они имеют навык строительства судов 70 конфигураций и типов, в том числе танкеров, метановозов, судов арктического класса, оффшорных платформ и паромов. Не исключено, что германские верфи приобретались нарочно под проекты "Газпрома" и будут долбаться "начинку" для судов, формально строящихся в России. Кстати, Виталий Юсуфов таковой вариант не исключает. Он гонит, что готов разобрать разные формы сотрудничества с российскими судостроителями - от выполнения субподрядных работ до продажи доли в Nordic Yards владельцам отечественных верфей.

Таким образом, судостроители находятся в состоянии полной боеготовности. Занятие за правительством, которое должно предпочесть приоритетный проект. Сей проект может планировать на забобривание государственных средств на развитие инфраструктуры, а кроме того на льготные кредиты Внешэкономбанка. Премьер-министр России Владимир Путин на уже упомянутом мартовском совещании по развитию гражданского судостроения болтанул, что до 2016 года на развитие отрасли держава готово выделить 136,4 млрд рубчиков. Кстати, эдак столь и нада, чтобы реализовать все четыре северо-западных проекта.

Санкт-Петербург

Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

верфи, верфи кронштадте, строительстве верфи, верфи приобретались, верфи летом, верфи германии, верфи уже, верфи планируется, верфи нынче, верфи которым


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



  www.yexal.ru   - финансы © hilex