от друга">

  www.yexal.ru  туда-сюда

Не уйти нам кент от друга

Чехия давнехонько стала частью Евросоюза и членом НАТО, и все-таки с Россией у нее по-прежнему крепкие связи. Временами эти челы омрачаются тенью советского прошлого, но сходств все-таки больше, чем противоречий

Мирек Тополанек

Мирек Тополанек

Фото: AP

Совместный план журнала "Эксперт" и посольства Чешской Республики в России

Чехия и Рф по-прежнему мал-мал близки, считает премьер-министр Чехии Мирек Тополанек. Та самая близость проявляется во многом, в том же сходстве языков и образе мыслей. Правда, несмотря на родственность наших языков, мы с чешским премьером говорим по-английски , сквозь переводчика. К счастью, многое из того, что теряется вслед за тем перевода на англицкий, я каким-то чудом лучше понимаю в оригинальных высказываниях г-на Тополанека.

Чешские компашки долбаются в России, но российские в Чехии, многие россияне обзавелись там недвижимостью. Например, Карловы Вары - это, по мнению чехов, без децела российский город. В Чехии об этом есть офигительнее того анекдот. Его "Эксперту" настучал сам г-н Тополанек. Звонит Путин Тополанеку и говорит: "Если вы установите ПРО, то мы будем бомбить вашу Прагу". Же Тополанек ему отвечает: "А мы тада будем бомбить ваши Карловы Вары".

Уметь так подтрунивать - это также шибко по-чешски. Особое ощущение юмора, прославленное Ярославом Гашеком на весь планет, служит ништячной приправой для самого острого политического разговора.

У Чехии не было альтернативы

- Словно изменилась политическая и экономическая бытие Чехии с момента вступления страны в Евросоюз?

- Изменилась, но не так драматически, вроде может показаться. Надобно пояснить, что мы готовились к вхождению в Евросоюз с начала 90−х, потому многие шаги в этом направлении были сделаны заранее: реформирование законодательства, приведение его в соответствие с европейским, стабилизация политической жизни, захерачивание политических институтов. Чешский коммерциал тоже начал взаимодействовать с европейским задолго до вступления: чешские компашки выходили на западный рынок, только западные приходили в Чехию. Мы - маленькая экономика, при всем при том 33 процента ВВП происходит от промышленного производства. Помимо того, мы совершили совершенный разворот в направлении нашей международной торговли: если в начале 90−х годов 70 прОцнтов нашего экспорта шло в страны советского блока, то к концу 90−х нам удалось переключить экспорт таким макаром, что 70 прОцнтов товаров поставляется в западные государства. Только вступив в ЕС 1 мая 2004 года, мы в копце концов бэгнули обретать те выгоды, которые несет в себе членство в союзе. После этого вступления в ЕС мы смогли оказывать политическое воздействие на события, происходящие внутри Европейского союза, тада точно до этого мы только исполняли различные решения и директивы. И счас, то есть мне кажется, Чехия благодаря своей деятельности и активной позиции имеет немаловажно большее влияние в ЕС, чем позволительно было бы ждать от страны такого размера. Немного раз нам удавалось творить так называемое блокирующее меньшинство в Евросоюзе и трансформировать вектор распития.., фу ты блин, развития событий. Так что и с экономической, и с политической точки зрения членство в ЕС принесло Чехии выгоду.

- Однако какие-нибудь отрицательные аспекты у членства в ЕС есть?

- Если базарить о цене, которую приходится вносить плату за получаемые выгоды, то необходимо добро взвесить и то и другое. У Чешской Республики не было иной альтернативы, кроме как бы вступить в ЕС, но мы, разумеется, скрупулезно и хладнокровно оценили все за и супротив этого шага. И ныне можем твердо брякнуть, что выгода больше, чем цена. Позвольте мне свершить мелкоструйный исторический экскурс. В 1989 году страной управляла коммунистическая партия, в ней была централизованная плановая экономика и эта коза была оккупирована. В эти хреновые дни мы члены Евросоюза, члены НАТО, входим в Шенгенскую зону и в следующем году будем председательствовать в ЕС. Это огромная перемена, в которую почти нереально поверить.

Однако существует и строй негативных моментов. С одной стороны, в некоторых областях экономики мы были мало ладно подготовлены, с прочий - в самом Евросоюзе есть некоторые секторы базАрчика, которые функционируют неправильно, в частности сельскохозяйственный, и Чехия испытывает на себе отрицательное влияние этого. В ЕС есть проблемы со свободным перемещением рабочей силы и услуг. Чехия - держава либеральная, с сильно открытой экономикой, оттого нас беспокоят любые проявления бюрократии, бюрократические препоны для нашего бизнеса, экспорта и торговли. На июльской встрече министров финансов ЕС только пять стран высказались против введения краткосрочных мер для борьбы с ростом цен на энергоносители и продукты питания - в силу того что что эти меры противоречат духу либеральной рыночной экономики. Эта пятерка - страны, традиционно выступающие за либерализацию экономики: Швеция, Дания, Германия, Нидерланды и Чешская Республика. Тут вы можете узреть наличествующее разделение внутри ЕС. Есть страны, которые хотят привлекать к себе больше общих ресурсов, таким государствам нравится мысль централизации. А есть страны, которые, наоборот, хотят реализовать свои либеральные идеи и которые впрямь заинтересованы в максимально эффективном функционировании базАрчика. В политической областенки очевидно, что ядро Евросоюза нынче не особенно стремится к дальнейшему расширению ЕС, наоборот, оно предпочитает бОльшую интеграцию и объединение. Мы же тика в тику раз выступаем за дальнейшее расширение.

Расширение без пределов

- До какой степени, на ваш взгляд, может расширяться Европейский союз?

- Мы неоднократно гнали, что единственным ограничением для стран, желающих вступить в ЕС, мОгет быт только претворение в жизнь иль неисполнение ими Копенгагенских критериев. Для меня это не вопрошающий песняк времени иль скорости расширения, для меня это квест предоставления странам шанса. Евросоюз - это не шенгенская крепость, не экономический клуб для богатых, не религиозно затворенный анклав и не некая ограниченная зона в рамках исторических границ Европы. Для меня это совокупность ценностей и критериев, которые всем дают шанс присоединиться. Очевидно, что единый ряд европейских политиков смотрит на эти вещи окончательно по-другому. Мы же благодаря сорокалетнему опыту жизни при тоталитарном режиме крайне трепетно относимся к тому, чтобы оставлять людей за дверью и базарить им: "Вы чересчур бедны и проблематичны". Мы не хотим этого шарашить. И если вы спросите, равно как я иль моя администрация воспринимаем идею вступления Турции в ЕС, то я отвечу, что мы за. Турция по своей сути - это мост промеж.., вы не смейтесь, промежду двумя цивилизациями. И все дискуссии о том, что эти челы не могут сделаться частью ЕС, оттого что эти челы мусульмане, кажутся мне стопудово бессмысленными. Потому что в Европе уже проживает от 15 до 20 миллионов мусульман. Я не знаю, сколь лет займет сей процесс, двадцать иль пятьдесят, но у них должен быть шанс это сделать.

- Единственный европейский идеолог евроинтеграции высказывал идею, что как-то раз ЕС может вобрать в себя даже Израиль и Палестину. Что вы об этом думаете?

Мирек Тополанек

Мирек Тополанек

Фото: Reuters

- А отчего нет? Израиль - больше европейская страна с точки зрения традиций, типа государственного управления и ментальности, чем многие государства, которые уже в Евросоюзе. Это во многом гипотетический квест. Но если вы спросите меня о более насущной необходимости, то это, конечно, Западные Балканы. Страны этого региона разделены по этническому, экономическому и социальному признакам. Их не возбраняется сызнова совместить только при помощи набора европейских ценностей. Любое другое заключение может привести к тому, что размежевание продолжится. Сегодня перед ЕС стоит проблема сыскать этакий механизм, таковой инструмент, тот, что сделает возможным аккурат это расширение. В этом смысле я лично за бОльшую гибкость в ЕС, вследствие того что что те проблемы, которые мы сёдня видим на Западных Балканах, нельзя постановить без интеграции этих стран в ЕС. Но в Евросоюзе многие воспринимают такую позицию без энтузиазма, потому как это противоречит идее дальнейшей интеграции и унификации.

- Сегодня существуют две версии дальнейшего распития.., фу ты блин, развития ЕС. Первая, как будто вы уже брякнули, это ограничение в расширении, но более плотная интеграция и централизация, в том числе и политическая (такой вариант поддерживает франко-германский тандем). Конечная мишень этого движения - захерачивание в отдаленном будущем чего-то как будто Соединенных Штатов Европы. Вторая версия - дальнейшее расширение и по сути дела избегание политической интеграции, что-то словно бы экономического клуба (вариант, продвигаемый Великобританией). Что ближе вам?

- Я не думаю, что эти два движения противоречат товарищ кенту. Они возможны оба. Однако эти челы по-разному разнесены во времени. Если политическая интеграция не будет совершаться потихоньку снизу вверх, по инициативе, исходящей из каждой страны, то эта коза может не приключиться ваще. Первоначальная идея ЕС состояла в образовании некоего сообщества, основанного на создании внутривенного, тьфу ты, внутреннего рыночка. Евросоюз начался с соглашения об угле и стали. Для меня это означает, что ЕС должен быть открыт для движения в обе стороны: и вглубь, и вширь. Он должен обладать шибко ясные правила внутреннего функционирования, оговаривающие, в том числе, чем должны заниматься люди, сидящие в Брюсселе. Мы выступаем за то, чтобы принцип субсидиарности всеми уважался. Это означает, что на уровне Евросоюза должны осмеливаться только те вопросы, право находить решение которые сами страны готовы добровольно делегировать Брюсселю, а не наоборот. Я думаю, что блин, этот принцип необходимо соблюдать при дальнейшем расширении. Соединенные Штаты Европы - это, конечно, великое видение. Мы готовы для него долбаться, но я должен брякнуть, что уровень политической интеграции покуда будет существенно меньше, чем экономической. Политическая интеграция в текущий моментец искусственно насаждается из Брюсселя. Это не противоречащие, а дополняющие дружбан кента процессы, но эти челы должны бродить на разной скорости.

- А для чего Брюссель это делает?

- Во-первых , это иерархическая бюрократия, которую никто не выбирал. У них есть сильное приманка заполучить власть, минуя хворый ход прихода к власти, посредством который приходит произвольный национальный политик. Во-вторых , процесс политической интеграции инициируется теми странами - основателями ЕС, у которых в последнее период появилось ощущение, что этот процесс выходит из-под контроля. Большие страны, к примеру Франция, изредка дают догнать, что если процесс интеграции перестанет подобать их ожиданиям, то эти челы продолжат интеграцию без участия несогласных. Есть угроза появления так называемой двухскоростной Европы (речь идет о возможном разделении стран внутри ЕС по принципу их меньшего иль большего желания интегрироваться. - "Эксперт").

Для меня Евросоюз - это не шенгенская крепость, не экономический клуб для богатых, а совокупность ценностей и критериев, которые всем дают шанс присоединиться

Для меня Евросоюз - это не шенгенская крепость, не экономический клуб для богатых, а совокупность ценностей и критериев, которые всем дают шанс присоединиться

Фото: AFP/East News

В результате этого процесса может сформироваться так называемое ядро ЕС. Там окажутся страны, которые будут находиться в железно более близких отношениях дружок с кентом и будут оказывать давление на другие государства Евросоюза. Большие страны мотивируют свои действия тем, что счас, када Евросоюз насчитывает 27 государств, на практике невозможно ни о чем договориться. На самом же деле имеется в виду, что не удается принять как раз те решения, в которых заинтересованы сами охренительные страны. Я верю в то, что этот процесс должен замедлиться. Не то что мы должны вовсе от него отвертеться, но этот чел должен быть замедлен. Есть определенные вещи, которые неприемлемы для некоторых государств. И никакое давление, якобы бы велико оно ни было, не может изменить их позиции. Я убежден также, что есть такие вопросы, которые не могут владеть одинаковое для всех решение. Например, квест прямых налогов.

Европа старая и новая

- Будто вы лично относитесь к лиссабонскому соглашению, призванному сменить не вступившую в силу евроконституцию? Что ныне будет долбаться Евросоюз, затем того сиречь Ирландия на референдуме проголосовала против этого документа? Сколь я знаю, Чехия и Польша тоже в то времечко как не ратифицировали договор.

- Возможны два сценария. Или соглашение будет изменено и позже этого ратифицировано 27 странами, иль оно все-таки будет ратифицировано в своем сёдняшнем виде всеми государствами Евросоюза. Я не допускаю ситуации, что лиссабонское соглашение вступит в силу без обязательного одобрения всеми членами ЕС. Мы ждем решения Ирландии. Следом этого мы проведем разбор и обсудим дальнейшие шаги. Я хотел бы подчеркнуть, что референдум был в Ирландии, а не в Чехии. Мы не создаем никаких проблем для ЕС в этом квесте. Это, правда, не значит, что такого не мОгет быт в будущем. Безупречно невозможно предсказать, наравне пойдет процесс ратификации, и мы не должны стремиться его предсказать. Сегодня мы ждем решения чешского конституционного суда. Вдогонку за этим соглашение должны ратифицировать обе палаты парламента и поставить подпись самый крутой пацанчик. Последний плод нам неизвестен. Так что пока мы не создаем никакой проблемы, и базарить об этом разрешено будет, только если это произойдет. Если же лиссабонское соглашение все же не будет ратифицировано, то вероятно другое захерачивание событий. Тогда разрешается было бы подписать мини-лиссабонское соглашение, которое позволило бы проводить дальнейшее расширение ЕС. Правда, некоторые страны не допускают и мысли о том, что лиссабонское соглашение не будет ратифицировано в настоящем виде. Однако мы пытаемся в текущее времечко предсказывать будущее, а пока излишне до времени действовать выводы. Что мы можем утверждать счас со всей определенностью, так это то, что ирландцы брякнули "нет" и что, не изменив лиссабонское соглашение, его воспрещено будет ввести в действие. И второе, что нам понятно, это что 1 января 2009 года Чехия займет пост председателя ЕС и все последствия решения ирландцев придутся наподобие раз на моментец нашего правления. Это будет значить, что у Евросоюза так и не появится министра иносраных дел, а кроме того что организация еврокомиссаров не изменится. Решать такие проблемы будет непросто. Это, конечно, ништячная вероятность для нашей страны показать себя в качестве переговорщика и организатора, и мы уже счас готовимся к этой работе. Парадоксально, но стране, которая председательствует в ЕС, в этот отрезок времени как раз почти невозможно продвигать какие-то собственные интересы. Она может заниматься только решением других проблем, выслушивать мнения сталкивающихся сторон и пособлять им сыскивать точки соприкосновения.

- Зачастую в средствах массовой информации можно повстречать мнение, что восточноевропейские страны, недавно вступившие в ЕС, так называемая Новая Европа, проводят свою собственную политику, сильно отличную от политики Старой Европы. Вы разделяете такую позицию?

- Я не думаю, что счас такое утверждение в целом справедливо. Это мОгет быт правдой только в одном аспекте. Посмотрите на народонаселение старых европейских стран. Это уже третье поколение, живущее в Евросоюзе, по иному говоря, оно имело пора для адаптации. В плинтусовые же годы прыть евроинтеграции шибко увеличилась и у стран, принятых последними, уже не было даже и того времени на адаптацию, как у тех же Испании иль Дании, када эти челы входили в ЕС. Для населения снова вошедших в Евросоюз стран все происходит шибко швыдко, эти челы испытывают колоссальное давление, с которым непросто справиться. Есть и другой аспект этого явления, более позитивный. У ещё присоединившихся стран за исключением Кипра и Мальты за плечами немалый навык жизни при тоталитарном режиме. Результатом этого опыта стала особенная чувствительность нашего народа к определенным вещам. У западноевропейцев джок подобного опыта, вследствие этого наши знания такого рода помогают нам в построении отношений ЕС с государствами постсоветского пространства, и в первую очередность с Россией. Восточноевропейские страны оказывают большое влияние на определение восточного направления европейской политики.

На самом деле отличалка промеж.., вы не смейтесь, промежду государствами Старой и Новой Европы железно меньше, чем может показаться. Порядок ВВП на душу населения в Чехии сёдня составляет 82 процента от среднего показателя по ЕС. Наша экономика растет со скоростью шесть прОцнтов в год, таким макаром, мы уже шибко швыдко можем достичь по этому показателю среднего уровня в ЕС. Я бы брякнул, что разделительная граница в Европе проходит не промеж.., вы не смейтесь, промежду новыми и старыми странами, а промеж.., вы не смейтесь, промежду теми, которые продолжают оставаться преимущественно сельскохозяйственными, и более экономически развитыми и либеральными. Собственно, те члены ЕС, которые хотят урезать сельскохозяйственные субсидии, выступают за более либеральную открытую экономику, вольный рынок, как его понимают в ВТО.

Выбор для России

- Считаете ли вы, что Украину нада принять в Евросоюз?

- Мы как раз одна из тех стран, которая поддержала идею вступления Украины. Но ей ещё предстоит шибко перемениться для этого. Оттого что Украина продолжает оставаться мал-мал разделенной страной. Ее западная доля всю дорогу была более проевропейской, и счас эта коза выступает за вступление Украины в ЕС и НАТО. Восточная же количество - Донецк, Луганск, Днепропетровск - скорее тяготеет к России. Хотя сёдня у Украины имеются внутриполитические проблемы, но в то же миг это европейская страна. Я вам не могу брякнуть, када именно эта коза будет готова для вступления, но ей точь-в-точь следует вручить таковый шанс.

- Тогда я задам несколько провокационный квест. Может быть, и России стоило бы вступить в ЕС?

- Российская федерация сама по себе в своем сёдняшнем состоянии похожа на весь Евросоюз. В то же час Россия, как эта коза сама о себе гонит, - это не нетрудно европейская, а евроазиатская страна. Это страна, которая имеет охренительные амбиции и стремится воротить себе то политическое влияние в мире, которое эта коза имела раньше. Я не думаю, что эта коза сама заинтересована в том, чтобы стать членом ЕС. Скорее, эта коза была бы заинтересована в том, чтобы ЕС стал членом некоего союза независимых государств - это шутка, вы понимаете. Вопрос, на самом деле, не эдакий уж и провокационный. Он зависит от отношений промеж.., вы не смейтесь, промежду ЕС и Россией. Вы знаете, счас ведутся переговоры о новом договоре о сотрудничестве промеж.., вы не смейтесь, промежду Россией и ЕС взамен устаревшего. Свежий протокол призван обусловить ориентация для распития.., фу ты блин, развития отношений обеих сторон. Мы, со своей стороны, хотим, чтобы туда вошло положение по энергетике, так называемая энергетическая хартия. Однако ни Россия, ни такие охренительные европейские страны, как Франция и Германия, похоже, не собираются ее туда включать. Российская забугорная политика сёдня сфокусирована в основном на экономике и, я бы брякнул, на энергетике. По моему мнению, пока это не носит угрожающего характера, но в принципе источник энергоносителей для нас шибко чувствительная тема. Лично у нас джок никаких проблем с Россией, и я продолжаю всем гнать, что это не Раша и не россияне проиграли холодную войну - это был совдеповский империализм. Очень существенно догонять, что это не одно и то же.

- Изменились ли отношения промеж.., вы не смейтесь, промежду Россией и Чехией потом ее вступления в Евросоюз?

- Я бы так не брякнул. Надеюсь, что мы и дальше будем иметь в распоряжении до того же хорошие экономические и сбалансированные политические отношения. Более того, я думаю, что вступление Чехии в ЕС мОгет быт даже полезно России. У нас работает полно российских компашек, и Чехия может послужить для них ништячной стартовой площадкой для проникновения на весь европейский рынок. Вы знаете, традиционно, несмотря на некоторые периодически возникающие проблемы, мы чувствуем себя шибко близкими кент кенту народами. В России удачно работает страсть сколько чешских компашек. Если базарить об отношении, то в целом чехи не воспринимают русских негативно. И не только потому, что наши языки похожи, это что-то общее на уровне ментальности. Мы имеем общую историю, и в прошлом же существовала идея создания панславянского союза. Я думаю, что коммунизму в обеих странах не удалось разломать это стремление. Однако сёдня Россия должна догнать, что ей не дадут навязать родное влияние в Центральной Европе. Это целиком понятно, мы имеем свой в доску исторический опыт. Я не думаю, что это должно так влиять на наши отношения, которые должны оставаться открытыми и дружескими.

- В каких областях, с вашей точки зрения, двусторонние отношения России и Чехии могут в особенности продвинуться?

- Конечно, доминирующее направление - это торговля. Далее взаимное бабловливание. Наилучший схема снизить наше волнение в энергетической областенки - совместная служба в этой сфере и, возможно, чешские бабловливания в России. Мы ещё видим здоровущий потенциал в сотрудничестве в ядерной энергетике. В целом же отношения развиваются по нарастающей, к нам в последнее времечко приезжает все больше российских туристов. Я считаю, что отношения промеж.., вы не смейтесь, промежду нашими людьми - это самое важное, то, что мы не должны потерять, а обязаны развивать. Я считаю, что нам еще необходимо запыжить студенческие обмены. А в наших школах, после того как был отменен русский как неукоснительный язык, спиногрызы все чаще выбирают для изучения его вместо испанского иль французского.

- А какие вы видите болевые точки российско-чешских отношений? Потому как не все, наверное, безоблачно?

- Наши отношения все еще, к сожалейке, отягощены послевоенным советским империализмом. Ибо коммунизм в Чехии был насажден Советским Союзом, и этот чел нанес колоссальный ущерб нашей стране. Я должен брякнуть, что нам самим тоже есть в чем себя упрекнуть. Молодое поколение уже всего нифига что знает про оккупацию, произошедшую в 1968 году и настолько памятную для старшего поколения. Сегодня наши отношения омрачаются тем, что Россия ещё раз хочет игрывать доминирующую образ в регионе. И конечно, наше нежелание быть частью зоны российского влияния шибко негативно воспринимается российской стороной. Мне кажется, что в контексте прошлого российская риторика (высказывания генералов, МИДа и Владимира Путина) по поводу нашего намерения разместить на своей земельки радар для американской системы ПРО, который не несет в себе никакой понты, здорово преувеличена. Мы никому не угрожаем, для этого у нас джок ни возможности, ни желания. В ситуации, када Россия обладает обширным ядерным арсеналом, мы без затей не можем и ни в коем случае не хотим представлять для нее никакой опасности. Эта российская риторика времен холодной войны представляется мне сильно преувеличенной и совсем неприемлемой. Мы нифига не шарашим, нафиг нам угрожают? В качестве ответной меры можно определить тика в тику радар на своей земельки, но не разрешено нацеливать на нас ядерные боеголовки своих ракет. Но я верю, что вскоре эта противоракетная система также покроет и территорию России, и это станет нашим общим интересом. В любом случае, я верю, что все будет хорошо.

Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

ес, вступить ес, ес есть, влияние ес, внутри ес, ес правда, ес скорее, ес стал, ес даже, ес принципу


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



  www.yexal.ru  туда-сюда © hilex