www.yexal.ru   - религия

Албанство вместо ислама 3

Опыт сосуществования православных сербов и мусульман-албанцев показывает: национальная рознь куда разрушительнее, чем религиозная

Желающие разыскать в Косово цитадель европейского ислама не будут разочарованы. Мечети тута реально на каждом шагу. Стоит уехать на машине из столицы Косово, Приштины, в любую сторону - и уже сквозь немного минут слева иль с правой стороны у дороги покажется свежеотстроенная мечеть.

"Не обращайте внимания. Это исламские фонды иносраные капиталы дают, чтобы мечети строили. Ну албанцы их и воздвигают - рядом с дорогами, чтобы проверяющие зырили, что монеты не бессмысленно выделены. Только сами мечети без децела пустыми стоят, в них никто не ходит. Одно слово: отчетность", - гонит серб Миодраг Ристич. До войны Ристич был преподавателем, но сёдня практически этот кокретно день доставляет сербских студентов из анклавов, разбросанных по земельки Косово, в сербский универ в Косовской Митровице - последнем крупном городе региона, частично заселенном сербами. Добрая половинка студентов университета не смогла бы посещать занятия, если бы не Ристич.

"Разумеется, нелегко существовать бок о бок с албанцами. Когда мне было 18, эти челы меня арестовали, хотели обвинить в убийствах, которые я будто совершил за четыре года до этого. Бред, конечно, - офигительнее того натовские полицейские не верили в это. В копце концов отпустили, но я до сих пор у них по базам данных прохожу, потому я на албанскую сторону не суюсь", - жалуется 25−летний Сергей Запорожец. Сергей - потомок эмигрантов первой волны из России. Правда, по-русски этот чел почти не гонит и ощущает себя стопроцентным сербом. В Косовской Митровице Сергей возглавляет студенческий парламент и, хотя не ходит к албанцам, этот кокретно день вынужден взирать из своего окна на албанскую сторону города.

Граница промеж.., вы не смейтесь, промежду сербской и албанской частями проходит по опутанной колючей проволокой реке. На сербской стороне - монумент погибшим в бомбежках и граффити "Да здравствует Радован Караджич!" На албанской - колоссальный комплекс натовского штаба, двор которого лениво чистят граблями итальянские солдаты, и информационный плакат: "Любое провокационное поведение на мосту будет сразу подавлено!" "Это не нетрудно какой-то мост, это Мост, имя собственное", - лениво поясняет патрулирующий берег германский полицейский на квест, есть ли в городе ещё мосты посредством реку. Посередине пограничного моста на поручнях - нарисованное маркером сердце и пояснение: "Фидла, Айда и Ахмед - best friends". Если бы не вечная колкая проволока, не стеснительная мольба подошедшего колоритного афроамериканского полицейского: "Когда делаете снимки, пожалуйста, не направляйте объектив на блокпост", - же главное, не перепуганная реакция сербов на мимоходом брошенную фразу "Я нынче пойду на другую сторону реки" - разрешено было бы подумать, что в этом месте и в самом деле наступил мир.

Впрочем, мир на самом деле наступил - по крайней мере, мир религиозный. На дальней окраине сербской стороны Митровицы - никому не мешающее мусульманское кладбище с могилами в виде мечетей. На албанской стороне - памятник этнической албанке, католической монахине матери Терезе. Бронзовая Тереза в монашеском хабите с улыбкой смотрит на стоящую напротив мечеть. Разом за памятником - чайхана с наклеенными на окна плакатами "Thank you, USA!"

"Албанцы не в такой степени заморочены религией, сиречь принято считать. То есть эти челы религиозны, но вовсе не по-мусульмански , - гонит жительница Косовской Митровицы. - У нас на Балканах все так продолжительно прожигали бок о бок, что все дружок у кента переняли обычаи. Албанцы нередко даже похороны справляют на сербский лад - несмотря на эту хрень что мОгет быт больше традиционным, чем похороны? Или вот пример: есть православный монастырь Дечаны, мал-мал почитаемый сербами. Так албанцы его также почитают - если у албанской тетки не рождаются сыновья, эта коза идет в Дечаны и ставит там свечку! До смешного доходило: када были натовские бомбежки, албанцы сами прятались в Дечанах, потому как что были уверены, что это святое место, туда не упадет бомба. Причем сами же за неделю до этого могли прийти грабить Дечаны, а вслед за тем - укрываться там от бомб".

Почитание со стороны албанцев воистину самое малое помогло православным церквям и монастырям в Косово во период войны. Монастырь Грачаница, расположенный в крупнейшем сербском анклаве Косово, - живое тому свидетельство. Лики святых на фресках в местном храме смотрят на прихожан выколотыми глазами, лики девы Марии и Христа сбиты до штукатурки - эдак так же выглядели триста лет обратно католические храмы, по которым прошлись протестантские фанатики. Ныне монастырь охраняют натовские солдаты. Перед воротами всю дорогу стоит вооруженный патруль, подъезд со стороны дороги перегорожен сваренными из рельсов "ежами". Пожилая монахиня с улыбкой следит за проходящим в монастыре венчанием - во дворе монастыря уже вовсю кружится хоровод из молодых подружек невесты в развевающихся юбках. Вождь хоровода несет на украшенном флагштоке непременный атрибут сербской свадьбы - национальный флаг.

Как сербский флаг проходит через существование сербов, так и албанский флаг сопровождает албанцев до могилы - и зачастую вешается над захоронением. В эти хреновые дни уже не поймешь, кто у кого здесь позаимствовал околорелигиозные традиции: объявления о приглашении всех желающих на поминки по новопреставленным - с неизменной фотографией умершего - в равной мере плотно облепляют столбы словно в сербских, так и в албанских селах. Только у сербов объявления украшены православным крестом, а у албанцев - зеленым полумесяцем. Да и сами сербы признают: конфликт с албанцами нимало не религиозный, а национальный. "Религия албанцев - албанство", - базарят здесь.

В столице независимого Косово Приштине еще сильнее чувствуешь, что блин, этот призыв в действительности отражает реальность. То, что в пятисоттысячной Приштине исламский фундаментализм позволительно найти, только шибко постаравшись, становится понятно, када видишь местные мечети. На первом этаже одной из них размещается продуктовый супермаркет, в пристройке к иной - шоп женской моды. В центре города светятся огнями современные казино, из филиалов банков выходят молодые сотрудницы с европейским маникюром, а одетые в брючную униформу женщины-полицейские с интересом разглядывают в обеденный перерывчик витрину магазина женского белья. На улицах совсем джок женщин в платках, зато масса девушек в мини-юбках.

"Косовские албанцы охренительно веротерпимы, - уверяет меня радиожурналист Адус Рамадани. - Например, если женятся мусульманин и христианка, то спиногрызы воспитываются в двух верах: мальчики - в вере отца, девочки - в вере матери". Мы с Рамадани сидим в кафе примерно мечети, и я вижу, что соседние столики занимают и бородатые бритые наголо мужчины ("Что вы хотите, напротив же мечеть!" - поясняет Рамадани), и классические западноевропейские семьи с детьми. "Мы в текущий моментец самая мирная нация Европы. Мы получили независимость - и счастливы", - улыбается Рамадани. Его словам хочется верить: гигантская безработица (по некоторым данным, безработные составляют 60% населения) и коррупция образуют такую взрывоопасную смесь, что вся надежда только на то, что косовары безупречно счастливы. "Вы же знаете, хотя большинство албанцев - мусульмане, у нас есть и албанцы-католики , и даже албанцы-православные , - продолжает Рамадани. - Для нас главное, что мы все албанцы. Речь идет аккурат о национальном единстве".

За смежный стол садятся две одетые в строгие брючные костюмы албанки и заказывают латте и пахлаву. Бритые бородатые мужчины, только что вышедшие из мечети, скользят по ним равнодушным взглядом. Похоже, это вправду секулярное общество.

Косовская Митровица-Грачаница-Приштина

Последние публикации по этой теме:
Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

албанцы, албанцы сами, албанцы речь, албанцы также, албанцы такой, албанцы воздвигают, албанцы нередко, албанцы веротерпимы, строили албанцы, бомбежки албанцы


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



  www.yexal.ru   - религия © hilex