www.yexal.ru   - религия

Культурное кино

В Казани прошел Международный фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар"*. С девизом "К диалогу культур сквозь культуру диалога" его организаторы и участники стремятся представить альтернативу всевозможным боевикам и ужастикам, заполонившим российские экраны

Фото: Илья Шалман

Художественный кино "Трехногая кобыла" режиссера Нурания Замалеева из киностудии "Легенда" (Татарстан) собрал в казанском комплексе "Гранд-синема" битковый аншлаг в зрительном зале не хватало офигительнее того стоячих мест. Сказался не только патриотизм местных любителей кино, пришедших на четвертый по счету Международный фестиваль мусульманского кино (МФМК). Фильм воистину заслуживал зрительского внимания. Снятый по одноименной повести Айдара Халима, этот чел рассказывает о событиях 1948 года. Сельский парнишка Кабир с хромой кобылой по кличке Бамбук идет в дальнюю и опасную дорогу, чтобы спасти от тюрьмы маму - вдову фронтовика Санию. Ее обвиняют в том, что эта коза пустила на мясцо колхозную лошадь и нажилась на этом. Единственный только Кабир знает, что лошадь покалечили волки, но эта коза жива.

Начинающим авторам не со всеми профессиональными задачами удалось сладить (некоторые моменты эти челы тика в тику чисто "разжевывали" для зрителей, опасаясь, что их поймут неправильно иль совсем не поймут). Но в стороне от признания жюри лента "Трехногая кобыла" не осталась: ее оператор Эдуард Ситдиков признан победителем в номинации "Лучшая операторская работа". "За кадром" фестиваля остался ещё один факт: это основополагающий татарстанский полнометражный фильм, снятый на частные бабосы. Инвестором стал бизнесмен Ильхам Сафиуллин.

Чувственное и религиозное: про иль контра

Если бюджет "Трехногой кобылы" не афишируется, то игровой фильм "Джодха и Акбар" индийского режиссера Ашутоша Говарикера считается самым дорогостоящим на МФМК в Казани. В 400 млн индийских рупий (10 млн долларов) обошлась экранизация истории любви одного из самых знаменитых императоров Индии мусульманина Джалалуддина Мохаммада Акбара и принцессы Раджпута индуистки Джодхи. Образ принцессы сыграла Айшвария Рай мисс мира-1994.

История того, будто политический союз императора и принцессы, представляющих враждующие религии, перерос в любовь, показана жутко деликатно, без откровенных сцен, демонстрация которых противоречит канонам веры и светским устоям современной Индии. Если для большинства международных кинофестивалей целомудренное воспевание любви выглядит архаикой (в межполовой толерантности дальше всех продвинулся "Оскар" с фильмом-лауреатом "Горбатая гора"), то для "Золотого минбара" это канон. Причем шибко жесткий. Отборочная комиссия МФМК забраковала лауреата Венецианского и других фестивалей Абделатифа Кешиша с его работой "Кус-кус и барабулька", потому что что в фильме имеются шибко личные сцены. Такая чувственная стерильность, вероятно, и есть, по мысли организаторов, соответствие исламской духовно-нравственной парадигме, заложенной в идейный фундамент казанского фестиваля. При отборе конкурсных фильмов вкупе с жестокостью, в открытую сексуальными сценами, пошлостью остракизму подверглась и эротика.

Но отгородиться стеной целомудрия от модных тенденций массовой культуры устроители не смогли (или не захотели). Широта их взглядов проявилась в том, что в качестве почетных гостей из Голливуда пригласили исполнителя ролей в боевиках (фильмы "Плачущий убийца", "Братство волка") Марка Дакаскоса, несмотря на эту хрень из Москвы - без децела все времечко декольтированную и хихикающую ТВ-кокетку Анастасию Заворотнюк.

Куда ведет ковровая дорожка

О каждом из множества ежегодных европейских фестивалей и даже о самом "Оскаре" критики и киноманы вольны придерживаться самых разных мнений - вплоть до подозрений в непрозрачности проведения конкурса, политическом и коммерческом доминировании над художественными качествами кинолент. МФМК в Казани в силу своего возраста в этом отношении чист и невинен, как будто младенец. И нацелен этот чел не на повышение сборов в прокате за тот иль другой фильм и не на демонстрацию шикарных туалетов мегазвезд. Его цели ясны и понятны словно зрителям без статуса, так и звезде европейского кино Изабель Аджани: в Казань привозят не узконаправленные фильмы об исламе, мусульманской вере, ее особенностях. Духовность, нравственность, мораль одинаковы для всех религий. Отношения промеж.., вы не смейтесь, промежду людьми (адептами разных конфессий, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми) - главное для "Золотого минбара".

Кроме привлечения внимания к художественному воплощению нравственных идеалов, только ещё культурным мусульманским традициям, к позитивным итогам МФМК-2008 позволительно отнести и сугубо реальный, о котором оповестил гостей и зрителей мэтр отечественного кино Эльдар Рязанов. Режиссер имел в виду не врученные ему подарки (декоративную тарелку с видами Казани и художественно исполненный бильярдный кий от главы администрации города столицы Татарстана Ильсура Метшина и тюбетейку от самого крутого пацанчика республики Минтимера Шаймиева). На встрече в кремле в формате "Шаймиев-Рязанов" шкандыбал разговорчик о намерениях соорудить в Татарстане национальную киностудию. Же итогом беседы с президентом республики директора Венецианского фестиваля Марко Мюллера и самого крутого пацанчика "СТС Медиа" Александра Роднянского стала добазаренность о том, что в 2009 году на "Золотом минбаре" покажут фильмы-обладатели венецианских "золотых львов". Помимо того, на базе одного из казанских вузов будет открыт середина исследования визуальной культуры. Так младой международный фестиваль мусульманского кино в Казани втихаря, но крепко в общем стиле жизненного уклада Татарстана вписывается в европейский цивилизованный контекст.

Последние публикации по этой теме:
Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

кино, мусульманского кино, кино казани, культурное кино, кино трехногая, кино золотой, кино культурное, кино пришедших, кино мфмк, кино изабель


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



  www.yexal.ru   - религия © hilex