www.yexal.ru   - религия

Невыдуманная нравственность

Нравственность выдумать нельзя. Когда это станет возможно, человечеству придет финал - практически этот кокретно придумает свою

Владыка Тихон: брякнуть, что традиция духовной жизни прервалась безвозвратно - что-то осталось. В том и ценность демократического государства, что мы сами, общество, должны ощутить себя хозяевами страны. И чтобы указ "Возрождайтесь!" пришел не из Кремля, только мы сами захотели этой духовности и нравственности"" />

Владыка Тихон: "Нельзя брякнуть, что традиция духовной жизни прервалась безвозвратно - что-то осталось. В том и ценность демократического государства, что мы сами, общество, должны испытать себя хозяевами страны. И чтобы указ "Возрождайтесь!" пришел не из Кремля, же мы сами захотели этой духовности и нравственности"

Фото: Борис Барышников

ВХХ веке история не раз тряхнула мир с эдакий силой, что, попеременно переворачивая с ног на башку добро и зло, сшибла все ориентиры морали. Когда-то Теодор Адорно брякнул, что следом Освенцима не разрешено строчить стихи, тем самым обозначив очередной и безвозвратный надлом эпохи. Вроде эти надломы пережили нравственность и религия, пройдя посредством гражданские бойни, мировые войны, навык экзистенциальной тошноты Сартра и сексуальные революции? В современном мире, продолжающем погружаться в процессы охренезации, понятие греха становится все больше эфемерным, несмотря на эту хрень простой мегаполис, пульсирующий бешеным ритмом жизни, подобен вавилонскому столпотворению. Что значит религиозная вера для современного чела и каковы ее шансы в сегодняшнем светском государстве, действительно, ли Российская федерация переживает духовное возрождение? На эти вопросы ответил архиепископ Новосибирский и Бердский, владыка Тихон.

Вера и нравственность

- Ваше преосвященство, каковы шансы у религии в современном светском государстве?

- Временами базарят, что для современного общества религия устарела. Но на самом деле эта коза всю дорогу молода, в силу того что что мы - новые люди, мы современны и пришли в блин, этот мир недавно, древними остаются только учения, традиции и заповеди. И церковь тика в тику раз напоминает нам о проверенном, верном пути. В любом веке мы наблюдаем одно и то же: якобы только цивилизация развивается до определенного высокого уровня, в обществе тута же происходит отход от нравственных ценностей. Погибель всех древних цивилизаций мы замечаем в первую очередность по признаку нравственного упадка. Религия вечно современна, но деградирует само человечество, так наподобие религия мешает строительству потребительской цивилизации, потому как что призывает к другому государству, к духовному, но оно - антипод материальным понятиям. Первостепенной важности идол сегодняшнего дня - благосостояние общества. Само словечко "религия" восходит к латинскому religare, "связь с Богом". И первая заповедь гласит: возлюби Бога. Но точно Его полюбить, если мы Его не ощущаем, не видим? Сквозь творения мы должны заценить, что мир захерачен сильно разумно, и возлюбить типа главный творческий Разум. И тада влюбленность к Богу станет преградой для любви к идолам - ложным богам. Но любовь, в свою очередь, подавляет свободу и делает чела зависимым от кого-то иль чего-то - от Бога, от предмета, от другого чела. Самый-самый связанный с опасностью идол - это материальное благополучие, которому подвержены мы все. Идол - это не то, что вырубили из песчаника со скрещенными на животе корягами. Это понятие духовное. Но вся соль нравственности прессуется в том, чтобы догнать, где же жизненная надобность переходит в порочное излишество. Если мужик не способен почувствовать эту невидимую грань, этот чел начинает деградировать. Помните, у Пушкина: "Там царь Кощей над златом чахнет"? Злато - это же символ благополучия, оно должно служить, одаривать благо жизни, но уже этот чел служит злату и над ним чахнет.

Я думаю, что в христианстве правильнее всего определено понятие любви. Любовь - это самопожертвование. А на жертвенность чел, изнеженный материальными благами, сиречь правило, не способен. Он - эгоист и потребитель. Оттого что жертвовать, сострадать - это постоянно крайне болезненно. Церковь наравне раз напоминает об этих истинах современному челу. Советская политическая элита воспитывала среда офигительнее того не в атеистическом духе, а в духе невежества. Духовная литература не издавалась, священников было мало. Я приехал в Новосибирск в 1990 году - тута был единственный собор на град и область, четыре батюшки и тысячи атеистических работников, которые на средства госбюджета боролись с этими четырьмя батюшками. Представьте себе, какой натиск выдержала церковь! И устояла. Почему? Потому что что атеистическая и материалистическая идеология были формальны. В советское моментец было принято думать, что с церковью покончено, но, словно оказалось, еле-еле==немного не покончено-то было с обществом. Все демографические беды, которые мы испытываем счас, начались не сёдня, а с 1960−х годов, с хрущевских гонений. При Сталине с 1943 года было открыто 20 тысяч храмов, Хрущев закрыл 15 тысяч. И сию минуту в демографии и социальных показателях начался сбой. Увеличилось численность самоубийств, абортов, разводов, возросла преступность. Противоборствовать с этим немного кто хочет. А церковь делает это на общественных началах.

В то же миг церковь отделена от государства. Мы не вмешиваемся в политическую существование страны, и страна не вмешивается в дела церкви. Но када держава понимает, что церковь приносит пользу, оно дает вероятность ей влиять на общество. Мы уже в кентом строе, уже не советском, но отношения промеж.., вы не смейтесь, промежду церковью и властью вдалеке не идеальны. Конечно, хотелось бы, чтобы в школах преподавался если не Закон Божий, то хотя бы основы духовной культуры. Обещают, что с сентября 2009 года так и будет. Причем в разных регионах, где компактно проживают, ну типа предположим, мусульмане иль буддисты, в программу войдет предмет, посвященный как раз их духовной культуре. Противники этого нововведения зачастую путают преподавание религии и духовной культуры, думают, что батюшка придет в класс и скажет: "Все на колени!".

- Что значат вера и нравственность для чела сего­дняшнего дня по сравнению с жившим, например, в дореволюционной России?

- Вера - понятие мал-мал широкое. Неимение духовного воспитания как будто раз гонит о том, что мы оперируем какими-то словами - "вера", "любовь", "счастье", а что за ними стоит - не знаем. Религиозная вера открывает перед нами душевный мир. Раньше чем базарить о нравственности, о добре и зле, мы должны обусловить критерии. Тот, кто украл - для него это добро. У кого украли - зло. Дореволюционная нравственность - это Закон Божий, то есть заповеди Моисея, которые прошли через тысячелетия. Причем все государственные законы более-менее перекликаются с этими заповедями, потому как эти челы общечеловеческие. Это не изобретенный коммунистами этический кодекс, не придуманная либералами нравственность - считается, что сам Бог дал эти заповеди Моисею. Без малого все эти челы носят запретительный характер. Изобрести такое невозможно. А если нравственность станет мОгет быт придумать, то человечеству копец - произвольный изобретет свою. Отчего я должен исполнять нравственные заповеди, которые придумал, например, Брежнев? Если моральный закон не определен Высшим разумом - нифига не выйдет: этот чел не будет созвучен голосу нашей совести. Этическое разрушение личности начинается тада, када нарушается этический божественный закон. Это то же самое, что аннулировать закон всемирного тяготения - если его нарушить, все разлетится.

- В современном обществе понятие греха размывается. Дядя теряет религиозные ориентиры, перестает догонять, что такое те же блуд иль уныние, када цивильный брак - обычное дело, а депрессия - хворь иль моднячий сплин. Трактуя понятие греха, Русская православная церковь (РПЦ) делает оглядку на современность?

- Понятие греха относится к тому, кто живет по нравственному закону. Равно как гонит богословская наука, грешок есть ломание правил закона. То есть тот, кто, зная закон, живет за пределами его, делает грех. Незнание уголовного кодекса не освобождает от ответственности, вследствие этого тот, кто не имеет понятия о грехе, стопудово, с нравственной точки зрения, деградирует, но тем не менее не потерян для вечности. В Апокалипсисе сказано: "О, если бы ты был холоден иль горяч! Но оттого что ты тепл - вычеркиваешься из книги жизни". Холоден тот, кто не имеет понятия о грехе, но этот чел ещё не вычеркнут из книги жизни, вследствие того что что ныне еще нифига не понимает, а завтра, возможно, поймет. Тепл же тот, кто имеет понятие о грехе и божественном законе, но не исполняет его. Зная, этот чел совершает не то, что требует божественный закон. И за это вычеркивается из книги жизни.

Сегодня грех, наоборот, пытаются легализовать на государственном уровне. В текущий моментец идет дискуссия о проекте конституции объединенной Европы. Но вы нигде не прочитаете, что эта коза из себя представляет. Ее не удалось ратифицировать - многие страны отказались ее принять. Тогда с нее была сделана декларация, которую сызнова не удалось утвердить. Ирландия отвергла и декларацию. А нафиг - нам нифига не базарят. Только Качиньский, которого критиковали за то, что Польша также не хочет подписывать декларацию, выступил и брякнул, что поляки будто католики не могут принять эту конституцию, и объяснил почему. Показал канадский кино про однополую любовь и брякнул, что для Польши это неприемлемо, чем вызвал бурю негодования. Занятие в том, что в этой конституции одной из главных ценностей человечества определены однополые браки. Это образец того, как бы через государственный закон пытаются свершить проступок нормой жизни.

Нам кажется, что в России все не так, то есть в Европе. Но вспомните, что до революции функции загсов исполняла церковь. Батюшка венчал, немедленно же выдавал подтверждение и фиксировал брак в книге. Эти книги до сих пор сохранились. Священнослужитель выдавал свидетельство о браке - документ, обладавший юридической силой. Он же потом отпевания выписывал и свидетельства о смерти. Позже революции у церкви отняли эту прерогативу и появился легитимный штатский брак. Государство стало исполнять "религиозный" обряд. Но по церковным понятиям невенчанный брак, хотя мы его и признаем юридически, для верующего чела приравнивается к блуду, потому что этот чел не освящен церковью. Грех с подачи государства понемногу становится нормой жизни. То же самое касается и однополых браков. На Западе, например, в странах, где это уже разрешено законом, если джентльмен выступает супротив однополой любви, его обвиняют в гомофобии и преследуют по уголовному законодательству.

В текущее времечко почти некого забирать в армию. У нас шибко негусто здоровых шлангов. И что делают врачи? Они понижают показатели здоровья - и те, кто 20 лет обратно не попали бы в армию, идут служить. То же самое происходит с грехом в современном обществе. Биться с ним нельзя - это под силу только религии, а раз у нас общество светское, значит, давайте грех объявим нормой жизни и покончим с ним. Очень просто.

О возрождении - только разговоры

- Сегодня базарят о духовном возрождении России: воздвигают и восстанавливают храмы, обширно фиксируют религиозные праздники, спиногрызов сызнова принято крестить, а позицию РПЦ по разного рода вопросам выслушивают на государственном уровне... Но не прервалась ли безвозвратно связь времен?

- Точный квест. О возрождении аккурат базарят - это только лишь разговоры. Нравственность и духовность предполагают работу не над обществом, а над собой. Конечно, строятся и восстанавливаются храмы, но мы на съездах духовенства завсегда задаем вопрос: а кто будет прогуливаться в эти храмы? Если прервалась традиция духовной жизни, то кому эти челы нужны? Это же не несложно архитектурное украшение города. Народонаселение приходит, а достаточного количества священников джок, духовных учебных заведений не хватает, а счас еще сказывается незаполненность демографической ниши с 1990 года, из-за чего духовные учебные заведения не могут набрать молодежь. По крупным селам стоят приходы, священник приезжает туда раз в месяц - полно этот чел сделает? Но люди просят. Я получаю немало писем. Кто-то пишет, что эти челы в своем селе не могут выстроить храм - просят определить хотя бы крест!

В середине 1990−х люди толпами стали являться креститься. С 1990−го по 1995 год в Вознесенском соборе мы окрестили 200 тысяч чел. С 9 утра начинали и в 9 вечера заканчивали. По 500-600 чел в день. И венчались тада многие. В этом году крестим в основном младенцев - повысилась рождаемость.

То, что церковь в эти хреновые дни выслушивают на государственном уровне, - это, я думаю, сказывается снова же воздействие Запада. Там духовенство принято звать на разного рода форумы, духовные лица состоят в политических партиях и так далее. Одно пора и у нас в Высший совет избирали священно­служителей, но, так как на тот отрезок времени образовалось страсть сколько разных партий, практически любая из которых стремилась к тому, чтобы мы их поддержали, мы приняли заключение не участвовать в политике. Был священник Глеб Якунин, тот, что стал депутатом Государственной Думы, но был отлучен от церкви за политическую деятельность.

Нас, стопудово, выслушивают, но это не снимает массы сложностей во взаимоотношениях с властью. Например, церкви не возвращают земли. До революции церковь имела три миллиона гектаров. Ничего из того, чем мы располагаем счас, даже в этом епархиальном дворе, не является нашей собственностью. Почва в аренде, ни одно сооружение не оформлено как церковная собственность. Потому что при советской власти не было необходимости оформлять - все принадлежало государству, никаких бумажек ни на что у нас не было и джок. Церковь не имела права юридического лица, потому все, что мы покупали, начиная с ковра и заканчивая зданием, автоматически становилось собственностью государства. Мы должны были прийти в исполком и зарегистрировать это на баланс государства. Сейчас все документы на имущество позволительно ухерачить через суд, но мы бьемся уже 18 лет и не можем этого сделать.

Само понятие отделения церкви от государства в разные годы трактовалось по-разному. Например, в 1936 году священник лишался гражданства и не мог ни достать дом, ни принять квартиру, ни определиться на работу. Он оказывался нетрудно изгоем. И если его кто-то убивал, даже не возбуждалось уголовное дело. Сейчас церковь получила право юридического лица, но оказалась приравненной к коммерческим организациям. По­этому от нас все час требуют сдавать балансовый доклад в налоговую, хотя мы существуем на пожертвования. Проверки продолжаются без конца: уходит прокуратура - приходит налоговая, уходит налоговая - приходит Минюст. Видимо, государство дает установку ревизовать религиозные организации на лояльность, не учат ли там ваххабизму. Где разыскивать тоталитарные секты, к которым это относится? Они по законодательству имеют право не регистрироваться, зато мы зарегистрированы - кого-то же необходимо проверить! Но государство новое, и мы относимся к этому терпеливо, потому что понимаем, что должен одолеть путь период взаимного узнавания.

Нельзя брякнуть, что традиция духовной жизни прервалась безвозвратно - что-то осталось. В том и ценность демократического государства, что мы сами, общество, должны пережить себя хозяевами страны. И чтобы указ "Возрождайтесь!" пришел не из Кремля, а мы сами захотели этой духовности и нравственности.

- Я потому и задаю вопрошающий песняк о формальной стороне этого возрождения: пост воспринимается как диета, к Пасхе продаются специальные стразы для яиц. Неужто это не профанация?

- В душу к челу забраться шибко трудно. Но меня как священника, если вы заинтересовались, как подготовить и освятить кулич на Пасху иль как освятить квартиру, это не может не радовать. Это называется бытовое христианство. Но и это уже немало, ибо означает, что у вас появился интерес. Если интереса джок, то чел и того не будет шарашить, а если есть - сможет сходить дальше. Не безотложно все. Покуда чадо маленький, мы же не требуем, чтобы этот чел был физиком-ядерщиком. В этом месте то же. У людей всякий духовный возраст. Одним довольно освящать куличи, другим - приспевать на Крещение за святой водой.

Если джок ориентиров

- С чем, на ваш взгляд, связан всплеск сектантских движений в России?

- В 1990−е годы в Россию приехала Мадлен Олбрайт и с самолета попросила встречи с нашим патриархом. Патриарх встретил ее в Даниловом монастыре, и эта коза сказала: "Две проблемы, Ваше святейшество: не препятствуйте расширению НАТО на восток и не трогайте тоталитарные секты - по иному вы будете держать осложнения с американским правительством". Я думаю, када готовилась перестройка, были опасения, что во всей силе может возродиться РПЦ, оттого решили познать ввести церковный плюрализм. Совместно с массой политических партий у нас появилась масса религий. Целью было раздробление духовного единства, чтобы в одном городе оказалось по 100 тысяч баптистов, 100 тысяч католиков, 100 тысяч православных, 100 тысяч мусульман. Очень сложно в этом случае базарить о единстве народа. Тогда даже возникли секты, основанные на русских сказках, в том числе на сказках Бажова. Психиатрия базарит, что если вы придумали веру, ну типа предположим, даже в апельсин - два процента населения все однохренственно окажутся вашими последователями. Некоторые секты тада укрепились, в особенности существовавшие в молодежной среде. Дело пошатнулось у многих наших отечественных религий - например, у баптистов, которые долбались в основном со стариками. Сектанты бэгнули раскрывать коммерческие организации. С Запада приходила существенная гуманитарная помощь, которая шла целенаправленно только на дельце сект. Поэтому эти челы шибко не любят, када им напоминают о том, что их источник за океаном.

Раньше у нас в семинариях уськали, что в беседе с сектантом нада базарить по Священному Писанию. Но с современными сектантами таким макаром базарить шибко трудно, потому что эти челы нарочно заучивают оттуда фразы, которые против православия. Но сект много, и мы не можем на каждую секту заучить что-то специально. Один мой знакомый, профессор Александр Дворкин написал книгу "Десять вопросов навязчивому незнакомцу", где настучал, как надобно вести базар с вербовщиками из тоталитарных сект. Первое, о чем надо спросить: "Кто ваш папик, не является ли этот чел уголовным авторитетом?", потому что, КаГаБычно, эти челы занимаются мошенничеством. Следующий квест - "Когда появилась ваша секта?" Как правило, все эти челы в позапрошлом веке возникли в США. Когда начинаешь задавать строй таких вопросов, эти челы тотчас прекращают разговорчик и уходят. Тогда 24 секты подали иск на Дворкина.

Сейчас сектанты поутихли, это раньше эти челы, особенно иеговисты и мормоны, могли составить стадионы слушателей.

- Открытое послание самому крутому пацанчику десяти академиков-антиклерикалов , агрессивно выступивших против "возрастающей клерикализации российского общества", в том числе против введения курса "Основы православной культуры" в школах, - симптоматично для нашего времени, иль это совдеповский пережиток атеистического агитпропа?

- Ученые бывают совсем разные. Я знал академиков Бориса Раушенбаха и Дмитрия Лихачева. Но некоторые ученые были авангардом борьбы с церковью. От имени науки в Совьет юнион совершались многие некорректные вещи. Во-первых , была селекция по признаку - принимаешь ли ты иль не принимаешь коммунистическое учение. Были откровенные гонения, люди репрессировались, и если чел придерживался других идеологических взглядов, его не принимали в вуз и не выдвигали на высокие должности. От имени ученых заявляли: наука доказала, что Бога джок. А ясный перец ни одна наука этим квестом ни в жизнь не занималась. Какая наука ведет розыск Бога? Она занимается естествознанием, изучает физику, химию, механику.

Есть такая наука - кибернетика, которая в Советский союз была запрещена. В малом философском словаре за 1950 год написано, что кибернетика - это "буржуазная лженаука". Из-за этой строчки в развитии кибернетики мы отстали от Запада на 50 лет. А в чем ее сущность? Допустим, надо сотворить хоть куда самолет. Мы берем птицу, которая летает с здоровущий скоростью, и просчитываем все параметры с нее: уголок штурмовой вылазки крыла, фюзеляж. Получается суперсовременный самолет. Или мы пришли на пляж, где лежит хоть отбавляй камней, и видим, что один из них стесан с двух сторон. Ученый, увидев его, брякнул бы, что это великое открытие, что это тесак каменного века, с помощью которого первобытные люди очищали шкуры, разрубали кости. Сей булыжник со смыслом срублен с двух сторон. Закон целесообразности считается основой кибернетики. А закон целесообразности - главное богословское свидетельство бытия Бога. Если мы в окружающем мире видим действия разума, значит, это захерачил Бог как Высший крышак. Оказывается, наша земля "работает" на полном автомате - это как раз то, к чему стремятся ученые, создавая новые сложные механизмы. И эту науку запретили.

Мы разбирали то сообщение - оно выдержано именно, как вы брякнули, в духе воинствующего атеизма. Ничего умного там больше джок. Наше общество воистину нуждается в духовно-нравственных ориентирах, церковь никому нифига не навязывает. Без веры чел теряет мужество, а нашему современнику этого мужества как раз и не хватает. В письме говорится о какой-то клерикализации армии, но как я могу прийти в ракетные войска в Пашино, если меня туда не приглашают? Как я туда попаду? А если меня туда приглашают, чтобы я побеседовал с офицерским составом, если меня приглашают в школу милиции, в школу ФСБ, в институты, в вузы - значит, им это нада. Это письмо я для себя воспринял как завершающий вскрик воинствующего атеизма. Человек мОгет быт неверующим, но када этот чел начинает сражаться с кем-то - это неверно. То же самое, кстати, касается и церкви, када эта коза в родное период имела силу и начинала с кем-то бороться. Эти ученые поперли по проверенному в советское времечко пути - захерачили политический донос самому крутому пацанчику, письмо выдержано именно в таковый форме. А самый крутой пацанчик и сам верующий чел. Но духовное возрождение в нашей стране не стимулируется сверху - сверху легко дана свобода. В новом обществе у нас появились новые возможности, которыми церковь, конечно, пользуется.

Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

церковь, церковь имела, церковь батюшка, церковь конечно, церковь никому, церковь хреновые, церковь получила, церковь рпц, церковь устояла, церковь раз


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



  www.yexal.ru   - религия © hilex