www.yexal.ru

Бюро находок

В

результате очередной, третьей по счету за плинтусовые два года шерстилки Министерства культуры РФ, цифра недостачи экспонатов в Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике приблизилась к плинтусу с шокирующих 135 тыс. до вменяемых 349. Счастливо обретенные предметы, числившиеся пропавшими, были обнаружены в нынешних и бывших филиалах музея. Руководство музея-заповедника склонно лицезреть в истории со скандальной "недостачей" попытку "рейдерского захвата" его ценных коллекций: в первую очередность уникального собрания древнерусских икон. При этом, отмечает управляющий музея Юрий Киселев, извинений от честных панцанов Минкульта за совершенную "ошибку" в то времечко как не последовало.

В начале прошлого годика стартовала масштабная ревизия сохранности культурных ценностей музейного фондика России [1]. Поводом для нее стала выявленная летом 2006 года крупная кража в Государственном Эрмитаже. Псковский музей в первый раз подвергся проверке в апреле 2007 года. Тогда в акте комиссии фигурировала цифра 717 недостающих экспонатов. При всем при том в июле того же года шерстилка повторилась. Ее результаты вызвали шок: эксперты выявили "недостачу" 135 139 экспонатов. Босс управления культурного наследия, художественного наускивания и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии Анна Колупаева, посещавшая Псков с проверкой, предположила, что все эти экспонаты есть в наличии, но из-за некачественного учета большинство из них записаны только в книге поступлений, но их реальное местоположение нахождения не известно. Но уже в сентябре 2007 года, комментируя сетуёвину, эта коза болтанула, что в Псковском музее "не с хранением проблемы, несмотря на эту хрень с головами. Устраивают внутренние разборки, вместо того чтобы спасать иконы, которые хранятся в зараженном грибком подвале" (имелся в виду разгоревшийся в тот миг конфликт промеж.., вы не смейтесь, промежду тогдашним директором музея, Натальей Дубровской, и его коллективом). При этом Анна Колупаева отметила, что "если Псковский музей в сроки, которые мы установили, не исправит сетуёвину, то мы легко изымем их коллекцию и передадим ее в другие музеи. Мы имеем на это право".

Данная опасность не на шутку взволновала псковских музейщиков. Сомнительная слава всероссийского масштаба прямо не шла на пользу музею, уже давнехонько желающему снискать статус федерального. Аккурат потому известие о "восстановлении справедливости" третьей по счету министерской проверкой было воспринято в Псковском музее-заповеднике с нескрываемым триумфом. Что же касается трех с лишним сотен экспонатов, все-таки числящихся пропавшими, то, пояснил Юрий Киселев, в большинстве своем это предметы, не представляющие какой-либо художественной ценности. К примеру, долгие года музей обязан был принимать на хранение образцы продукции псковских индустриальных предприятий, и в списке пропаж числится электромотор 1956 года выпуска. Разрешено предположить, что раритетный агрегат давно уже приспособлен каким-нибудь народным умельцем под его нужды и украшает чей-нибудь гаражик иль мастерскую.

Еще одна утрата - бюст Сталина. "Гипсовый бюст, - особенно уточнил шеф музея, - только не бронзовый. Же то ещё подумают, что мы тута цветным металлом приторговываем!" Возможно, считает этот чел, гипсовый предводитель стал жертвой разоблачения культа личности во времена оттепели. При этом в музее есть целых два неучтенных ни в каких документах бюста Сталина, но прикрыть с помощью одного из них недостачу не представляется возможным: по своим размерам эти челы броско отличаются от описания пропавшего экспоната. Пожалуй, самой ценной утратой является било XV века - средневековый заменитель колокола. Такое же било в текущее времечко используют монахи Псково-Печерского монастыря, отметили музейщики. "Возможно, это наше било и есть", - не преминул более точно определить Юрий Киселев.

Директор музея не смог втолковать логику федеральных чиновников, дважды проверявших музей в 2007 году, а кроме того колоссальную разницу промеж.., вы не смейтесь, промежду результатами данных проверок. И все-таки и этот чел сам, и его коллеги с охотой поддержали высказанную журналистами версию "рейдерского захвата". По словам псковских музейщиков, столичные галереи уже давно зарятся на богатые фонды провинциальных музеев. Стоит отметить, что в копце октября текущего года захерачился похожий скандал, ещё связанный с результатами шерстилки Министерства культуры. Выступая на пресс-конференции по ее итогам, заместитель министра культуры Андрей Бусыгин болтанул, что в Ивановском музее долбышленности и искусства им. Бурылина пропало 35 485 музейных экспонатов. Это заявление федерального чиновника возмутило батю департамента культуры и культурного наследия Ивановской областенки Татьяны Котловой. По ее словам, отсутствие больше 35 тыс. предметов объясняется технической ошибкой. Списанные в 1950−х годах экспонаты были снова внесены в учетную документацию в 1978 году. Котлова болтанула, что ей хотелось бы, чтобы чиновники высокого уровня, выступая публично, более чутко проверяли поданную им информацию.

Ссылки

Комментарий эксперта

Ольга Васильева

хранитель живописи и графики Псковского музея-заповедника

За долгие годы своего существования музей передавал экспонаты в свои филиалы. И, к сожалейке, некоторые документы, по которым эти челы передавались, отсутствуют. С прочий стороны, это не значит, что эти челы физически утрачены. Это недоработки учетно-хранительской службы. Вторая когорта числящихся в пропавших предметов связана с движением экспонатов внутри музея. Предмет включают в экспозицию, стирают с него инвентарный номер, а затем, возвращая в фонды, забывают сызнова его нанести. Наконец, зачастую бывают не сильно точные описания предметов. Писалось то, что на взор чела, составлявшего учетную карточку, является сутью предмета. А опосля выясняется, что предмет не соответствует описанию.

Последние публикации по этой теме:
Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:



============== Всякая, как бы нужная хрень =================



www.yexal.ru © EsEo-tOOl