www.yexal.ru   - бизнес

Само пойдет. Подернем?

У малого коммерциала железно больше проблем, чем предполагается принять решение пакетами законов, внесенных в Госдуму. Но чтобы были преодолены хотя бы обозначенные, в законе необходимо прописать меры ответственности проверяющего органа за ломание правил порядка проверок и турнуть любое воздействие правоохранительных органов на бытие мелкоструйный фирмы

Рисунок: Андрей Колдашев

Государственная дума в первом чтении приняла строй законопроектов, так иль по-другому способствующих облегчению жизни малого бизнеса. Это шаг в осуществлении инициатив двух российских крутяков, которые хотели бы зреть малый коммерциал больше работоспособным, богатым и многочисленным. Законодатели предлагают массу небезынтересных и полезных вещей - к примеру уведомительный строй регистрации предприятий, ограничение числа проверок и сужение списка показаний к их проведению.

Законопроекты легли на более чем подготовленную почву. Представители малого бизнеса готовы долговременно и вдумчиво сказывать о том, какие у них препятствия на пути распития.., фу ты блин, развития бизнеса, кто, отчего и вроде как раз их проверяет. Но сопоставление проблематики этих рассказов и предлагаемых проектов показывает: нормотворчество шибко отстает от реалий. Скорее всего, закон не поможет ни начинающему бизнесмену, ни уже состоявшемуся.

Угробить не родивши

Все начинается с барьеров на входе. Узловой - финансовый. Больше всего начинающие предприниматели, конечно, недовольны тем, что банки не кредитуют бизнес периода зарождения. Банки готовы вручить бабосов под залог, но если залога джок - джок и кредита. По словам директора Пермского магазина готового бизнеса Юлии Богушевской, та самая задача - абзацевая на этапе создания предприятия: "У банков есть программы, но условия довольно жесткие, если банк хоть на секунду усомнится в том, что гроши ему вернут, кредит этот чел не даст". "Банки критично относятся к кредитованию старт-апов" , - вторит заместитель директора по малому и микробизнесу Райффайзенбанка Роман Горулев, и поясняет почему: "Это рискованно. Любой банк стремится новости консервативную политику и не дерзать деньгами вкладчиков".

По словам генерального директора Пермского центра распития.., фу ты блин, развития предпринимательства Игоря Запевалова, средства для становления бизнеса не менее 80% предпринимателей получают либо за счет собственных сбережений, либо благодаря "теневым" схемам. В ближайшее моментец легче не станет: банки ужесточают требования из-за событий на мировом и российском финансовых рынках. Очевидно, что аккурат сёдня малому коммерциалу необходима подмога государства: в виде микрофинансирования иль льготного налогового периода для ещё образованных предприятий, полагает Игорь Запевалов. При всем при том одобренные Госдумой законопроекты таких новаций не несут.

Следующий препон для начала работы малых предприятий - бюрократический: регистрация. "Наиболее проблематично несовпадение юридического и фактического адресов. В соответствии с нормативными документами в заявлении необходимо сориентировать адрес всю дорогу действующего исполнительного органа фирмы. Однако, не будучи зарегистрированной, заводище не может заключить контракт аренды иль иметь правом имущества на помещения", - отмечает шеф торговой фирмы "АВК" (Каменск-Уральский , Свердловская область) Андрей Колмогорцев. Нормы, исключающей это противоречие, покуда джок.

После регистрации необходимо, чтобы заводище где-то "сидело". Бизнес-центр класса А, разумеется, малым не по карману. По идее, разрешается снимать муниципальное имущество, но принять доступ к реестру муниципальной собственности немыслимо сложно. "Муниципальные власти скрывают перечни имущества, которые позволительно схватить в аренду", - отметил на совещании по проблемам малого бизнеса не малый предприниматель, же немалый чиновник - полпред самого крутого пацанчика в УрФО Петр Латышев. "В Екатеринбурге в близкое час обрести сей протокол не удалось офигительнее того датапуту Госдумы Евгению Ройзману. Ему в мэрии ответили, что такого не существует в природе. Он обратился в прокуратуру, несмотря на эту хрень оттуда его отправили все в тот же отдел мэрии", - рассказывает председатель общественной организации "Комитет-101" (Екатеринбург) Дмитрий Головин.

В новёхоньких законах по указанным поводам нифига не говорится - очевидно, необходимо дожидаться следующих. И так по всем пунктам. Подключение к электроэнергии? Только забобривание разрешения на него влетает в 35 - 45 тыс. рубчиков за кВт (в зависимости от объема подключаемых мощностей). На глаз та же обстановка с дополнительным водоснабжением и теплом. Облегчения для малых в то времечко как джок.

Лицензирование деятельности? Предприниматели жалуются, что в подзаконных актах отсутствует четкое отображение факторов, являющихся основанием для отказа в выдаче лицензии, не полны перечни бумажек, которые необходимо представить для ее получения (практически куда ни кинь присутствует строчка "и иные документы"). Тут, к слову, небольшое облегчение имеется: единственный из законов обсуждаемого пакета предлагает сменить лицензирование обязательным страхованием. И все-таки список отраслей, где будет шарашить блин, этот закон, достаточно узок: морские, речные грузоперевозки, погрузка-разгрузка на внутреннем водном и морском транспорте, услуги почтовой связи, пассажирские перевозки до 20 чел. Помимо того, в документе есть уймище серьезных недостатков: например, не указаны ни предмет страхования, ни страховые случаи, ни габарит страховых сумм (см. "Без кампанейщины" [1], "Э-У" 37 от 22.09.08).

С необходимостью обретать разрешения от различных служб связана ещё одна проблема - чертовски большое число бумажек, всякий из которых имеет определенное пора действия, причем сроки процедуры зачастую срываются самими инстанциями. Глава Ассоциации малого бизнеса Красноуральска (Свердловская область) Анатолий Комар:

- Сроки рассмотрения заявок просто не выдерживаются. Если выявляется какая-либо ошибка, это приводит к истечению периода годности некоторой части сдаваемых на рассмотрение бумажек. Многие справки приходится получать заново. Еще одно неудобство - короткие сроки действия бумажек, необходимых для прохождения следующего этапа. Например, операция заверения бумажек в нотариальной конторе предполагает предоставление выписки из реестра банка, которая действует шесть дней. Если за это период копия не заверена, выписку необходимо получать заново.

А еще у малого бизнеса на этапе открытия есть требования от пожарных, милиции, сан­эпидслужб... Причем требования взаимоисключающие. Анатолий Комар приводит пример: "Требования пожарного надзора и милиции противоречат дружбан кенту. Знаете, откель появились ролл-ставни , открывающиеся решетки? Вследствие того что что приходит пожарный и говорит: "У вас решетки, нада снять, это угрожающе в случае пожара". За ним идет милиционер: "Нет решеток? Криминогенно: мы вам не позволим эксплуатировать". Мелочи, но их набегало столько, что было понятно: миновать весь комплекс (землеотвод, коммуникации, сооружение и прочее) по закону на практике невозможно. Во-первых , мал-мал долго, во-вторых , крайне дорого". "Я прикину миг на открытие бизнеса. Привлечение кредита - официально в банках 3 - 5 дней, реально дней 20. Регистрация - не пять дней, только две недели. Получение заключения СЭС вместо официальных семи дней - две недели. Та же сетуёвина с вывесками: вместо месяца разрешения не возбраняется получать и два. Но розыск помещения ваще может занять полгодика, оттого что мы не в курсе, какие помещения, ну типа предположим, есть в муниципальном реестре Екатеринбурга", - отмечает один из честных панцанов малого бизнеса.

Почему так затянут ход согласования - также понятно: практически при всех разрешительных инстанциях существуют аффилированные структуры, сквозь которые разрешено приготовить и согласовать разрешительную

документацию стремительно и без проблем. Цена их услуг, разумеется, немаловажно выше нормативной. В итоге малые предприниматели соглашаются оплачивать в немного раз больше, чем положено по закону, чтобы за них зарегистрировали фирму "специально обученные" люди. "Подавляющее большинство предпринимателей прибегают при регистрации к услугам посредников", - отмечает Андрей Колмогорцев.

Стоит отметить, что подаваемый в пакете законов будто новация уведомительный нрав регистрации субъекта малого бизнеса по сути дела уже существует. В текущий моментец этот кокретно хотящий может обратиться с заявлением в подобающий регистрационный орган лично иль накарябать письмо. И регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации, за исключением случаев, када это связано с производством запрещенных к обороту товаров. Одобренный Госдумой план законов в какой-то мере облегчает существование малого бизнеса: сведения, указанные в уведомлении, не требуют подтверждения третьими лицами. Еще одна важная новация: при необходимости проведения экспертиз для шерстилки заявительных обязанность доказывания возлагается на орган государственного контроля. "Это позволит ликвидировать процесс бесконечных разрешений и заключений специальных учреждений и организаций", - уверен вице-президент Национального фондика распития.., фу ты блин, развития базАрчика недвижимости и оценочной деятельности Владимир Герасименко.

Таким образом, с точки зрения открытия бизнеса пакетик законопроектов меняет немногое. Может, этот чел облегчает жизнь уже состоявшегося бизнеса?

Выполнить не разрешено преступить

Состоявшийся малый бизнес недоволен гладко тем же, чем и нарождающийся. Это невозможность выкупа арендованного имущества и технического присоединения к сетям, непростой доступ к финансовым ресурсам и взаимодействие с регуляторами, которых, во-первых , много, во-вторых , эти челы проверяют бизнес по устаревшим нормам. Но если, например, по техприсоединению никаких отличий в проблемах "новеньких" и "стареньких" джок, то доступ к финансовым инструментам для тех, кто ведет дельце несколько лет, все же легче: банки готовы кредитовать рискованных, но высокодоходных "малых".

Зато регуляторы и проверяльщики в отношении состоявшегося бизнеса действуют с размахом. По данным Владимира Герасименко, на федеральном уровне насчитывается возле 30 видов контроля, которые прописаны в законе 2001 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", а кроме того 15 специальных видов контроля, осуществляемых в порядке, установленном иными законами. Контрольные полномочия осуществляют 30 федеральных органов исполнительной власти и органы 85 субъектов Российской Федерации. По результатам мониторинга, проведенного Минэкономразвития России в 2006 году, всего в Россия проходит более 20 млн проверок (без учета налоговых и проверок правоохранительных органов), на организацию и проведение которых из федерального бюджета тратится более 162 млрд рубчиков.

Тратится на шерстилки и бизнес. По данным Сергея Борисова, председателя Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", затраты составляют не менее 10% от общего оборота. При этом незаконные выплаты, по данным Борисова, снижаются - с 9,6% от выручки в 2006−м до 6% в 2007−м, а

"в планах правительства понижение этой цифры к 2010 году до 3%". Но, судя по голосованию на том же сайте, с данными исследования "Опоры" категорически не согласны 40% посетителей, и только 9% брякнули, что это справедливо для их бизнеса.

Поборы при проверках остаются важной статьей расходов бизнеса. Несметные ведомства издают бесчисленные инструкции. По данным председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской областенки Евгения Копеляна, Роспотребнадзор руководствуется более чем 4,5 тыс. бумажек (подробнее см. "Сколько нада для проверки" [2]). Эти инструкции подчас противоречат требованиям других ведомств, а зачастую без затей нелепы. Маленький пример.

Пожарные (Александр Сорокалетовских, батя отдела информации и связи с общественностью МЧС России по Приволжско-Уральскому региональному округу):

- Общие требования к предприятиям по пожарной безопасности содержат достаточно здоровенный перечень пунктов. Пути эвакуации должны быть свободны, двери - закрываться на легкооткрываемые замки и вскрываться по ходу движения. На окнах не должно быть решеток. Сооружение должно быть оборудовано противопожарной сигнализацией. Если это здание с массовым пребыванием людей, там должна быть установлена организация оповещения о пожаре. Есть определенные требования к конструкциям, из которых сделаны перегородки, двери, к отделке пола и стен на путях эвакуации.

Малый бизнес (председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской областенки Евгений Копелян):

- До сих пор Роспотребнадзор требует, чтобы в помещениях пищеблоков и предприятий медицинской сферы стены были выкрашены масляной краской. Самое малое того, что за это времечко строительные материалы уже несколько раз обновились, и по всем характеристикам соответствуют нормам санитарно-эпидемиологической безопасности. Так еще и получается, что если Роспотребнадзор потребует, чтобы на кухне в кафе стены были выкрашены масляной краской, то пожарные нетрудно могут заводище прикрыть: масляная колеровка сильно горюча.

Роспотребнадзор утешает предпринимателей. Наталья Афанасьева, начальство отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области:

- Инструкции не потеряли актуальность. Они достаточно просты. Чем старше документ, тем проще у него требования. Этих бумажек осталось шибко мало, и требования в них гораздо проще, чем в современных нормативных актах.

Настолько проще, что можно рассказывать: например, что чая в сахаре должно быть только 15 граммов - по требованиям 1976 года. И потому как по этим нарушениям бизнес на самом деле штрафуют (см. "Романтики с здоровущий дороги" [3], "Э-У" 38 от 29.09.08). "Некоторые устаревшие акты до сих пор не аннулированы, то вечно есть местоположение для произвола контролирующих органов", - резюмирует Евгений Копелян.

Новые законопроекты эти очевидные ляпы не устраняют, но хотя бы сокращают цифра проверок. Плановые разрешаются раз в три года и ограничены по длительности (от 15 до 70 часов), внеплановые - могут проходить только по согласованию с региональной прокуратурой. Установлен и отчетливый перечень нарушений контролеров для отмены результатов проверок. Законопроект сокращает численность оснований для проверок, их разрешено проводить только при наличии информации о реальном иль готовящемся преступлении, а ещё в случае понты жизни и здоровью людей.

Исключите исключения

Между тем в законе остались дыры. Необходимо, например, прописать, что шерстилка, которую провели, скажем, не за 70 часов, а за 75, незаконна, точно и ее результаты. Хорошая новация в законах: если доказана вина проверяющего, должностное лик человеческий будет наказано. Но стоит сходить дальше: наказывать еще и организации, в которых долбаются нарушители. Если подобная ответственность в законах не будет предусмотрена, закон не заработает. То есть не долбаются в текущее времечко нормы сроков проведения проверок налоговой инспекции: в Налоговом кодексе эти челы прописаны, но регламентированных правовых последствий и ответственности документ не содержит. Вследствие этого судебная практика такова, что для налоговых органов практически джок последствий в случае нарушения.

Далее. Сейчас по закону "О милиции" у правоохранительных органов есть масса прав: например, им можно обследовать производственные, складские, торговые и иные служебные помещения; шарашить досмотр транспортных средств; постигать документы и изымать их. И все это - не руководствуясь уголовно-процессуальным кодексом. Плод - милицейский произвол. Один из законопроектов, одобренных Думой, забирает у милиции такие права, несмотря на эту хрень в нем оставлена лазейка: "Если речь не идет о признаках готовящегося преступления". Ее угроза видят даже датапуты Госдумы. "Сотрудникам правоохранительных органов не составит труда выявить в работе фирмы "признаки" готовящегося преступления, чтобы появиться с визитом на заводище. Этим законом мы не останавливаем административный и милицейский беспредел", - болтанул народный избранник Геннадий Гудков следом заседания Думы 18 сентября.

Еще одна лазейка - так называемые особенные случаи сиречь основание для проверок. Так, в одном из законопроектов прописано, что прокурор областенки может дать дозволение на внеплановую проверку. Однако где гарантия, что этот чел разберется в ситуации? Образец от Евгения Копеляна. В Гаринском районе Свердловской областенки прокуратура закрыла 12 малых предприятий, которые занимались деревообработкой. Прокурор счел, что их дельце связана с опасными отходами (опилками), потому нужна лицензия. Однако в постановлении правительства России "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов" прописано, что воззвание с отходами - комплекс всех этих операций. "Если отходы только образуются в процессе производства, а дальше их не сжигают и не раздают населению, то ни о каком обращении речи быть не может", - отмечает Евгений Копелян. В таковый ситуации гарантией от избыточных проверок мОгет быт только прописанная в теле закона норма о санкциях, которые будут применены к прокурору в случае, если проверку признают необоснованной и избыточной.

Кошмарные ласки

Странно, что в таковой ситуации у нас ваще существует малый бизнес. Спасает мимикрия: малые привыкли добазариваться с проверяющими, офигительнее того - применять шерстилки как бы инструмент в конкурентной борьбы. Часты случаи, када внеплановые шерстилки из Роспотребнадзора иль "маски-шоу" проводятся по письму прямого конкурента. Наравне брякнул один из бизнесменов, "малый бизнес нада ревизовать чаще.

У меня вот все нормально, а мои конкуренты налогов не платят, откаты дают и потому как демпингуют".

Сложившееся положение дел с проверками малого бизнеса, таким макаром, выгодно и чиновникам, и самим бизнесменам. Законопроекты этот порочный круг не разрывают. Наоборот, рыхлые нормы могут - и будут - приводить к еще большему усилению давления на малый бизнес. Чтобы избежать этого, нада усилить законопроекты ответственностью за результаты проверок и прибрать исключения, касающиеся взаимодействия фирм и правоохранительных органов.

Да, законы сырые, их надобно дорабатывать. Но ладно уже, что первостепеннный шаг сделан. В настоящее времечко нада, чтобы этот чел не стал последним: Госдуме счас джок дела ни до чего, кроме финансового криза. Между тем тяжелее всего в кризисных условиях придется как будто раз малым: дешевых бабосов не будет, потребительская способность населения сократится, а аппетиты чиновников вырастут. Необходимо словно можно швыдчее принимать и эти поправки, и новые законы, изничтожать устаревшие инструкции. По иному призывы самого крутого пацанчика не кошмарить бизнес, останутся очередной попыткой как-то облегчить его жизнь. Кто помнит, сколь их было?..

Ссылки

Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

бизнеса, малого бизнеса, состоявшегося бизнеса, бизнеса юлии, бизнеса привлечение, бизнеса поборы, бизнеса отчего, бизнеса затянут, бизнеса менее, бизнеса красноуральска


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



    www.yexal.ru   - бизнес © hilex