www.yexal.ru   - РАША!

Под лоскутным одеялом теплее

Задачи новой международной премии - децентрализовать писательский ход и стимулировать русскоязычную литературную периодику разных стран

По мнению Дмитрия Кузьмина, залог живости, разнообразия и богатства литературы (и не только русской) в полицентричности

По мнению Дмитрия Кузьмина, залог живости, разнообразия и богатства литературы (и не только русской) в полицентричности

В начале октября в Алматы прошла Международная конференция главных редакторов русскоязычных литературных журналов стран СНГ, организованная общественным фондом поддержки культуры и гуманитарных наук "Мусагет". Помимо редакторов журналов из Казахстана и Узбекистана в ней приняли участие такие литературные деятели России, наподобие учредитель Союза молодых литераторов "Вавилон" и одноименного сайта, издатель журнала "Воздух", стихотворец и критик Дмитрий Кузьмин, первый редактор "Нового мира" Андрей Василевский, только кроме того стержневой редактор украинского журнала "Шо" Александр Кабанов. Первым квестом стало принятие резолюции об учреждении международной литературной премии за лучшее художественное произведение года, написанное на русском языке и изданное в литературном периодическом издании за пределами России. Названия у премии в то времечко как джок.

Создан организационный совет, тот, что будет вкалывать над реализацией этого проекта. Источники финансирования покуда не определены, но, наравне предположил Александр Кабанов, спонсор должен быть транснациональный, на уровне "Билайна" иль "МТС". "Наш журнал может инвестировать в русскую культуру за рубежом. Со своей стороны мы выделим на эту премию две тысячи евро", - посулил этот чел.

В жюри войдут якобы честные панцаны ведущих российских журналов (Дмитрий Кузьмин поясняет - это "люди, понимающие не только в текстах, но и в том, как бы работает экспертный механизм, что значит тот факт, что контент нацарапан в том иль ином издании"), так и ведущие писатели, живущие в других странах. Культура в странах СНГ подвержена центробежной силе - люди уезжают за границу, русскоязычные писатели - преимущественно в Москву. Не возникнет ли проблем с поиском экспертов в странах бывшего СССР? "Экспертов на местах разыскать можно. Есть определенное число русских писателей, живущих в разных концах света, которым не нада состязаться за эту премию. Мэтров немного. Но все-таки двух-трех писателей с большими именами, чтобы эти челы прожигали не в России, мы наберем", - уверен Дмитрий Кузьмин.

Каковы цели и задачи

- Дмитрий, чем новая премия будет выделяться от схожей "Русской премии"?

- С этого года формат "Русской премии" расширился. Сейчас эта коза будет присуждаться русскоязычным писателям не только из бывшего СССР, но и этот кокретно страны, кроме России, что верно и разумно, с самого начала необходимо было так сделать. Это недурной проект, хотя в его идеологическом обрамлении присутствуют некоторые вызывающие колебание моменты. В состав наблюдательного совета "Русской премии" наряду со значительными фигурами русского литературного ландшафта входят и сомнительные одиозные политики. Если перенести за скобки все возможные нюансы идеологического и политического свойства, от которых откреститься трудно, то мы в резолюции нарочно записали, что категорически дистанцируемся от любых попыток применять существование русскоязычных писателей в всякий стране мира в целях политической пропаганды. Навык "Русской премии", которая вручается уже четвертый год, показал, что произведения, ее получающие и попадающие в шорт-листы , лонг-листы , тика в тику правило, опубликованы в России либо же это рукописи. Та самая обстановка наводит на размышления. То, что русскоязычные авторы со всего мира энергично публикуются в России (а это не только россияне), - факт, это ясно и в тему. Мы приветствуем это. Но достичь до российских изданий этим авторам непросто. И нехило было бы им помочь. Но и это полдела. Задача в том, что хотя пишущие и читающие по-русски люди прожигают повсеместно - центром русскоязычного литературного процесса оказывается офигительнее того не Россия, несмотря на эту хрень Москва. Но залог живости, разнообразия и богатства литературы (и не только русской) в полицентричности. Не только в том смысле, что люди, пишущие в разных регионах, отражают местную специфику, но и в том, что разные регионы, где формируется свой в доску образ литературы, вступают в различные конкурентные и диалогические отношения. Формируется лоскутное одеяло, под которым, точно базарят, теплее. Исторически сложилось так, что в России культура крайне централизована: Москва, Петербург, два-три крупных культурных центра, же дальше - проблемы. Ещё исторически сложилось, что значительными культурными центрами является и строй мест других стран, где прожигают русские. Израиль и Нью-Йорк с середины ХХ века дали шибко многое не только русской литературе, но и культуре в целом. Ряд бывших республиканских, но в настоящее времечко государственных столиц может похвастаться достаточно значительной культурной традицией. В частности Киев - середина не только мощной украинской, но и русской культуры, иль ферганская учебное заведение в Ташкенте. Или рижская школа, которая была и остается значительным явлением русской поэтической школы. Тем, кто остается на месте, виднее, что там происходит. Хотелось, чтобы голоса авторов были услышаны на уровне общенациональной экспертизы. Случается, что честных панцанов таких разнорегионных русских литератур зовут в общенациональные крупные жюри. Например, писательница и самый крутой пацанчик фондика "Мусагет" Ольга Маркова была номинатором премии "Большая книга" в прошлом году. Хорошо, но это теряется. Хотелось бы, чтобы те авторы, которые на местном уровне замечены, имели шанс тронуться дальше и угодить в фокус общенационального внимания.

Кто и сиречь будет участвовать

- Теория ясна, в настоящий моментец расскажите, пожалуйста, о механизмах ее реализации.

- Периодические издания имеют право выдвинуться в трех номинациях - проза, поэзия и эссеистика. По одному тексту из числа собственных публикаций предыдущего года прямо на страницах журнала и в книге (здесь мы продолжительно спорили), если эта коза выпущена журналом, в его книжном приложении иль книжной серии. Мы не ожидаем вала материалов. Потому предварительного отбора на читательской стадии, када отбирают то, что не стыдно явить жюри, не потребуется. Тексты, опубликованные периодическими изданиями, сию минуту будут поступать в жюри.

Хотя тиражи упали до смешных цифр, ни единственный грузный журнал не закрылся. Это значит, что журнал продолжает исполнять важные социально-культурные функции, которые ни одно издательство на себя брать не может, - считает Андрей Василевский

Хотя тиражи упали до смешных цифр, ни один тучный журнал не закрылся. Это значит, что журнал продолжает реализовывать важные социально-культурные функции, которые ни одно издательство на себя схватить не может, - считает Андрей Василевский

- То есть немало литературных журналов выходит в России и в странах СНГ, Казахстане, Узбекистане, Украине?

- Есть ведущие издания, традиционные, имеющиеся испокон веков: "Знамя", "Новый мир", "Октябрь", "Дружба народов". И появившиеся за плинтусовые 15-20 лет, но успевшие завоевать репутацию. Например, "Новое литературное обозрение", печатающее скорее статьи о литературе, чем сами тексты. Но зато у него есть не одна книжная серия. И специализированные поэтические журналы, которых в Совьет юнион не было совсем (были альманахи). Первоначально появился "Орион", вслед за тем журнал "Дети РА", потом представляемый мною "Воздух", есть и другие профильные издания. Таких журналов высшего уровня, судя по данным сайта "Журнальный зал" и других сайтов, работающих вроде экспертный агрегат следующего уровня (т.е. отбирающих тех, кто отбирает), возле четырех десятков. Он включает не только российские журналы, но и такие, словно хохлятский "Крещатик", "Литературные записки", выходящие в Германии, "Новый берег" - в Дании и "Интерпоэзия" - в Америке. Есть страсть сколько изданий поплоше, где угодно, в небольших российских городах, но хватать их в коряги стыдно. Мы прикидывали сетуёвину в СНГ. На первом этапе могли бы принять участие порядка трех десятков изданий. В Казахстане словно бы бы долбаются четыре журнала. В Узбекистане - только "Звезда Востока". В Украине не так полно русских литературных журналов (хотя там и как собак нерезаных русскоязычных авторов, но эти челы в основном печатаются в России). Окрестить разрешено журнал "Шо", его тута представляет Александр Кабанов, ещё советских времен обычный журнал "Радуга" - слабый, но имеет право на жизнь, отличный, но выходящий нечасто харьковский журнал "Союз писателей". В Донецке - журнал "Дикое поле". Не мал-мал много, но, может, забыл парочку. В Белоруссии - "Неман", и одно час был журнал в Витебске, но, по-моему , уже не существует. Не думаю, что по всему бывшему Советский союз мы наберем больше трех десятков русскоязычных литературных журналов.

Периодика будто экспертный механизм

- Какое принципиальное важность имеет то, что произведение должно быть опубликовано в литературной периодике?

Андрей Василевский: Центральная фигура "Русской премии" - заграничный писатель. Целью нашей премии является подмога журналов. Предполагается, что эта коза будет разделена напополам иль в иной пропорции промеж.., вы не смейтесь, промежду писателем и изданием, которое его опубликовало. Для нормального распития.., фу ты блин, развития литературы сильно важно, чтобы выходили периодические издания. Книгоиздание не может забрать на себя все функции, которые выполняет журнал. Мы решили отсечь книгоиздание. Если только это не книжное приложение иль не серия равно как доля журнального проекта. Сегодня большинство книг выходит либо за счет авторов, либо при их участии. Если есть финансы - разрешается издать все что угодно. В журнале же текст проходит экспертную оценку. По сравнению с книгоизданием это гарантирует свойство текста.

Александр Кабанов:

Александр Кабанов: "Современный поэт - это не непотребный неумытый страдающий поэт, а субъект, близкий к статскому советнику Гете, неприлично богатому графу Толстому и вдалеке не бедному Пушкину"

- Каковы отношения толстых журналов, многие из которых сохранились с советского времени, с коммерцией, рынком?

- В России в 90−е годы, как будто только появилась воля книгопечатания и стали возникать независимые книгоиздательства, начались разговоры о копце толстых литературных журналов, о том, что ныне их функции перейдут к издательствам. Но вот наступил 2008 год, и хотя тиражи упали до смешных цифр, ни один жирный журнал не закрылся. Это значит, что журнал продолжает осуществлять важные социально-культурные функции, которые ни одно издательство на себя взять не может. Большинство литературных журналов существуют как маленькие фирмы. Например, "Новый мир" и "Знамя" оформлены юридически как закрытые коммерческие общества. С одной стороны, мы вынуждены существовать как маленькая заводище и выдавать какой-то продукт, с прочий - сей продукт, по сути, некоммерческий и тута возникают серьезные противоречия. В 90−е годы журналы не могли выжить без помощи международных организаций. К примеру, крайне полезной была помощь Фонда Сороса, до тех пор пока этот чел долбался в России, када в рамках программ поддержки провинциальных библиотек закупались части тиражей литжурналов и рассылались в библиотеки. Всем было что надо - и библиотекам, и читателям, и журналам. Нынче таких фондов, которые бы могли (или хотели) осуществлять в таких масштабах подобные программы, джок. Существуют некоторые финансовые государственные вспоможения от Агентства по печати РФ. Эта поддержка нужная, но решающей в нашем бюджете не является. Центровой источник дохода - подписка. Розничных продаж у такого рода изданий в России джок. Мы получаем барыш от подписки библиотек, учреждений культуры и индивидуальных подписчиков. Есть и зарубежная подписка в Сша и Израиле. Скромный бюджет приводит к полиграфическому аскетизму - без картинок и фотографий, аскетичная голубая обложка, внутри только тексты. Мы боремся за то, чтобы себестоимость журнала росла не так швыдко. С другой стороны, оформление посылает точный сигнал, в этом месте ты не найдешь нифига развлекательного, это журнал умных текстов, требующих подготовки. Следствие бюджета - плинтусовые гонорары и зарплаты сотрудников, все сотрудники журнала имеют вторую работу. Например, я, редактор журнала, еще преподаю в литературном институте.

- Что такое некоммерческая литература? Кому эта коза адресована?

- Абсолютной границы промеж.., вы не смейтесь, промежду коммерческой и некоммерческой литературой провести невозможно. Поделить их можно, но по разным критериям. Если базарить о явлении в целом, то коммерческой по своей природе оказывается жанровая литература. К примеру детектив, фантастика, любовный роман. А о романе Маканина, кроме того, что это роман, мы нифига не можем изречь как о жанре. Второе - в коммерческой литературе писатель, создавая текст, решает коммерческие задачи. Он создает коммерческий товар, который этот чел должен отдать издательству и обрести за него бабосы, а издательство перепродать читателю. Когда автор пишет некоммерческую литературу, ему также хочется бабосов. Но в миг творчества этот чел преследует другие цели. Он думает не о гонораре, а решает культурологические, философские, эстетические, свои внутренние психологические проблемы. Автор коммерческой литературы работает под готовый заказ, чтобы читатель получил то, что этот чел ждет, уже знакомое. Некоммерческий литератор предлагает новое, чего до него еще не было, и для его восприятия нужны усилия.

От глянца к Серебряному веку

Как считает редактор украинского журнала культурного сопротивления "Шо" Александр Кабанов, чаша весов должна быть уравновешена, должны быть журналы, берущие за шиворот читателя, еще всецело не окунувшегося в глянец, приучая его к современной прозе, поэзии и публицистике. Тираж "Шо" - 22,5 тыс. экземпляров. Регионы распространения кроме Украины - Россия: Москва, Питер, Казань. Александр в текущий моментец ведет переговоры с нашими литературными кругами, чтобы журнал не возбраняется было взять и в Казахстане.

- Зачем глянцу нада сопротивляться? У этакий продукции своя аудитория, отличная от аудитории толстых журналов.

- В 90−е годы люди стали получать на колбасу, заниматься бизнесом. Пока наши граждане ездили в шоп-туры , все запретное уже было напечатано - от Солженицына до Довлатова, от Бродского до Лосева. И как гром среди ясного неба эти челы обнаружили, что на журнальном рынке появилось непочатый край финансово емких, скупивших сети сбыта изданий с большими тиражами, рекламирующихся посредством экраны ТV и рассказывающих про секреты оргазма иль как быть хорошими домохозяйками. Но коллег, работающих в глянцевых изданиях, я уважаю - у них так фатум сложилась. Сам издавал ряд глянцевых и понтовитых проектов.

- Я секанула рекламу вашего журнала в Интернете. Названия статей мне показались игривыми, завлекательно-постмодернистскими. Его некоммерческим не назовешь.

- Когда мы задумывали журнал совместно с киевскими музыкантами из группы "Ремонт воды", занимающимися еще и коммерциалом (они держат крупнейшую в Украине сеть супермаркетов), то оценили ситуацию: толстые журналы уже есть, маргинальный журнал, заточенный под читательскую аудиторию, тоже уже выпускали. Оттого решили издавать журнал, объединяющий все культурные направления. На что совершать отдельные журналы, посвященные прозе, телевидению, музыке иль кино, када позволительно все слить и структурировать в одном. "Шо" - это не только пограничное промеж.., вы не смейтесь, промежду украинским и русским "что", но подразумевает и три раздела: "шо смотреть" - кино, телевидение, видео, живопись, фотография, компьютерные игры, выставки, коллекционирование, туризм, "шо слушать" - музыка и "шо читать" - книги, журнальные и журналистские издания, охватывая сетевые. В каждом материале у нас даются ссылки на интернет-пространство : где можно скачать, например, эту книгу иль музыку.

- Это все-таки бизнес-проект ?

- Да, в журнале печатается рекламка разных сетевых агентств. С другой стороны, мы сеем культуру в убыток себе. Если бы мы толково ориентировались на бизнес, журнал был бы иным, больше попсовым. Мы пишем о поп-музыке , но не о попсе. В различие от глянцевых журналов ориентируемся на норму качественной журналистики. Это охренительные интервью, не на две-три тысячи знаков, после этого которых идет рекламная инфа на полосу, а основательный разговорчик о смерти и бессмертии, о практических вещах, када непопсовый сочинитель рекомендует что-то молодым авторам и читателям. Беседа с персоналиями охватывает диапазон от Кустурицы до Лимонова, от Ким Ки Дука до Проханова, от Прилепина иль Кенжеева до Сокурова. Исключительный столичный журнал может разрешить себе интервью такого плана. Суммарно уже вышло 40 номеров, где опубликовано примерно 9-12 интервью. В нашем журнале вы не встретите, например, Донцовой. Мы издание за пределами сала, нефти и газа, вне политики. "Шо" - журнал, объединяющий славянские культуры. И важен не язык, а текст, написанный талантливо и самобытно. Мы публикуем такие тексты и на белорусском, и на украинском, а рядом - перевод на русский.

- У вас есть представление о читателе, на которого вы ориентируетесь?

- Свойский читатель - агент среднего класса, который ладно зарабатывает, с высшим образованием, возрастным диапазоном от 25 до 45 лет. Я знаю невпроворот киевских и московских банкиров, которые издают свои книги и пишут вирши и прозу, и местами это шибко славный продукт. Это даже типично. Образ современного поэта уже иной. Пишущие стихи в Америке, Австралии, Украине, в России и Казахстане в основном интегрированы в массмедийное пространство. Это журналисты, переводчики, рекламисты, сценаристы, составляющие обычный слой и зарабатывающие неплохие бабосы. Это не грязный неумытый страдающий поэт, а субъект, близкий к статскому советнику Гете, неприлично богатому графу Толстому и неблизко не бедному Пушкину. История повторяется, и мы пришли в инициация века. Надеюсь, что оно будет таким же плодотворным, как столетний период серебряной поэзии.

Фото: Лианы Бахаловой

Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

журнал, журнал объединяющий, журнал закрылся, журнал может, журнал умных, журнал заточенный, журнал возбраняется, журнал иным, журнал совместно, журнал витебске


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



  www.yexal.ru   - РАША! © hilex