www.yexal.ru   - бизнес

Теоретик и практик перемен 90

Россия является крупнейшей экспериментальной площадкой для современных экономистов, считает ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов

Ярослав Кузьминов

Ярослав Кузьминов

Фото: Вячеслав Кочетков

1. Считаете ли вы, что современная экономическая наука находится в методологическом кризе и наравне вам представляется главная задача, которую в настоящее час должна находить решение экономическая наука в России?

- Мне кажется, что элементы методологического криза были в экономической науке в копце XX века и ныне эта коза неторопливо выходит из этого криза. С чем это было связано? Экономисты второй половины XX века спроектировали здоровый математический аппарат и с помощью этого аппарата занимались исследованиями во многом виртуальной реальности. За плинтусовый факт принималась, как бы правило, цифра, предоставленная статистикой. Тот, кто зырил, каким образом собирается статистика, насовсем усвоил для себя, что промеж.., вы не смейтесь, промежду социологическими и статистическими данными принципиальной разницы джок. Между тем классическая экономическая наука игнорировала на практике все "неофициальные" иль косвенные данные и в результате ограничила родное поле изучения и поле воздействия довольно узким сектором монетарных и финансовых процессов. Экономисты, например, уже тридцать-сорок лет не оказывают определяющего влияния на управление предприятиями, на маркетинговые, структурные решения, то есть по сути дела эти челы оказались выведены в бэк-офис. В то же миг никакой в тему подход, например, управленцев иль социологов не занял места экономистов, это местоположение несложно осталось пустым и в корпоративной, и в государственной политике.

Такого рода тенденция начала оспариваться адептами так называемой институциональной революции, которая не только расширила теоретические предпосылки экономического анализа, введя туда гипотезы неполноты информации и не на сто прОцнтов рационального выбора, но и просторно привлекла для экономического анализа данные таких исследований, тика в тику полевая социология и экспериментальная психология. Нынче неоинституциональная революция в экономической науке близка к завершению, методологический криз копца века преодолевается. Основоположники этого явления - Дуглас Норт, Армен Алчиан, Гарольд Демсец, же в текущий моментец мы можем уже базарить о сотнях людей.

Про главную задачу экономической науки в России. Мне кажется, в России экономисты должны захерачить такие теоретические подходы и такие наборы компетенций для экономического наускивания, которые имели бы дельце с двумя вещами. Первое - это разъяснение и предсказание экономики в рамках стабильно меняющихся и нестабильных институтов. Россия, по сути, является крупнейшей экспериментальной площадкой для современных экономистов, потому что динамика оттопыров в нашем обществе и в нашей экономике такая же высокая, как, например, в Китае, но порядок наускивания населения железно выше. Следовательно, людей, принимающих самостоятельные решения, гораздо больше, чем в Китае иль, скажем, в Индии. Накопленная культура расширяет выбор.

Второе - это надобность действовать свою работу в условиях недостатка обычной для экономистов статистической и социологической информации. Если экономисты, работающие на материале США иль Германии, располагают массивами данных, охватывающих многие десятилетия, то в России мы имеем устойчивые данные меньше чем за десять лет и объем статистических наблюдений на строй меньше, чем на Западе.

2. Какие из экономических исследований, осуществляемых в России сёдня, кажутся вам наиболее перспективными?

- Мне кажется, что в России в ближайшее десятилетие наиболее перспективными будут исследования, связанные с работой на будущее, с восстановлением данных о поведении российской экономики, поведении предприятий, домохозяйств. Это включает в себя будто работы по "выпрямлению" статистики, так и масштабные социологические исследования, которые ведутся с целью дополнить ту статистику, которая не собрана иль не мОгет быт собрана. Таковый работой занимают в ВШЭ, ею занимаются в Росстате, в Центре распития.., фу ты блин, развития, в центре Белоусова, это мал-мал охренительная работа, и тех усилий, которые тратятся счас, прямо маловато будет. Вторая зона перспективных исследований - собственно исследование закономерности поведения предприятий, поведения населения в отрезок времени изменчивых институтов. Такого рода исследования ведет практически весь круг работающих российских научных центров. Я могу окрестить посреди них строй институтов РАН, ту же ВШЭ, институт Гайдара, Академию народного хозяйства, Институт экономики города и так далее.

Следующая предмет - так называемая экономика власти, исследования на стыке экономики, социологии и политологии, которые моделируют поведение бюрократов и воздействие административных барьеров на работу предприятий и организаций гражданского общества. Я могу тута прозвать таких честных панцанов, равно как Александр Аузан из МГУ, Михаил Дмитриев из Центра стратегических разработок, Лев Якобсон, Андрей Клименко из ВШЭ.

Еще одно направление, которое перспективно и разрабатывается, - это задача качества жизни, эта коза также на стыке экономики и социологии. Ее исследуют в Институте социологии РАН, в ЦЭФИРе и на факультете социологии ВШЭ. К этим исследованиям узко примыкает экономика наускивания и экономика здравоохранения, где лидерами являются ВШЭ и НИСП. Наконец, из микроэкономических проблем я бы выделил ещё проблему корпоративного управления, в этом месте экономисты взаимодействуют с учеными-менеджерами и кроме соответствующего центра в нашем университете я могу упомянуть здесь тот же ЦЭФИР и Высшую школу менеджмента СПбГУ. В областенки макроэкономического анализа я выделил бы в первую очередность работу, которую проводит институт Гайдара по экономическим эффектам налогообложения и таможенной политики.

Вторая макроэкономическая задача - это конкурентоспособность российских предприятий, возможные последствия вступления в ВТО - это вновь ВШЭ и ЦЭФИР.

3. В этом году в вузы страны начинает поступать молодежь, рожденная затем перестройки. Численность абитуриентов обещает существенно сократиться. Как, на ваш взгляд, скажется минус молодых спецов на российской экономике в ближайшем будущем?

- По оценкам наших демографов, к 2013 году число выпускников средней школы сократится по сравнению с 2004 годом на сорок прОцнтов. Это касается не только абитуриентов, но и ваще пополнения базАрчика труда. Уже в текущее времечко нехватку квалифицированных работников предприниматели называют главной причиной отказа от тех иль иных проектов. В этом году это пояснение вышло на первое место, оставив сзади офигительнее того административные барьеры и нехватку бабосов. Положение по сравнению с нынешним годом будет ухудшаться, и дефицит труда будет оказывать крайне сильное влияние вроде на экономический увеличение в России, так и на институты, которые у нас оформляются. В этом году ФМС дала позволение на въезд уже двум с половиной миллионам иносраных работников - это в два раза больше, чем в позапрошлом, и в десять раз больше, чем четыре года назад. По моим оценкам, в 2010 году количество зарегистрированных иностранцев, работающих в России, может добиться восьми-десяти миллионов мужик - это пятнадцать прОцнтов трудоспособного населения. Несмотря на все это, дефицит кадров сохранится, и это будет содействовать переходу предприятий на трудосберегающие технологии. Другим следствием станет резкий подъем цены труда, этот чел уже сёдня на наших глазах и происходит, и вы можете зырить, что в некоторых отраслях рост зарплаты существенно опережает рост производительности труда.

Мне кажется, что абзацевая проблема для России - перестроить наше поведение по отношению к мигрантам, Российская федерация должна не страшиться мигрантов, но последовательно привлекать, с одной стороны, целые семьи, оттого что спиногрызы мигрантов тоже могут сделаться нашими будущими гражданами, и, с прочий стороны, перестроить политику привлечения образованных людей. Совершить на этом акцент. Я имею в виду захерачивание таких программ, которые действуют во всех развитых странах: можешь сдать экзамены на русском языке и обучаться - приезжай и учись на халяву на равных с нашими гражданами в наших вузах и техникумах. Окончил свой вуз - ты немедленно получаешь право здесь остаться и долбаться, только посредством год можешь обретать гражданство, джентльмен с высшим и средним профессиональным образованием должен получать гражданство в течение одного года. ВШЭ не может, конечно, повлиять на гражданство, но мы уже немного лет принимаем иносраных граждан без всякой дискриминации как будто на бюджетное, так и на платное отделение в зависимости от того, якобы эти челы сдадут экзамены.

4. Какие могут быть пути решения проблемы обесценивания национальных резервов Россия из-за девальвации бакса и ускорения темпов роста инфляции?

- Во-первых , национальные резервы России размещены не только в долларовых активах, эти челы достаточно равномерно распределены по портфелям, отражающим различные валюты и различные национальные экономические системы. Что же касается инфляции, волна которой счас захлестывает мировую экономику, то, к сожалейке, в этих условиях фатум любых резервов, будь то фонд национального благосостояния, резервный фонд иль ваши личные сбережения, - стагнировать иль даже таять. Но потому как резервы - это легко отложенные бабосы. Когда вы прячете монеты в шкаф, эти челы не приносят вам дОхот, несмотря на эту хрень с инфляцией эти челы сокращаются, но вы не тратите их сразу, чтобы на черный день финансы оставались, даже если эти челы чуть-чуть будут валиться в цене. Если базарить не о резервном фонде, а о фонде национального благосостояния, тот, что выходит за рамки восьми-десяти прОцнтов от ВВП, эти денежки мы имеем вероятность вложить с несколько больше высокими рисками, рассчитывая на более значительный дОхот. По мере того точно будет вырастать фонд национального благосостояния, будет преображаться совместный состав портфеля РФ в зарубежных активах.

5. Объясните, на что в экономических вузах столь внимания уделяется преподаванию "экономикс"? В ГУ-ВШЭ микроэкономика изучается два года, макроэкономика - три года, плюс по году того и другого в магистратуре. Ибо это наука, с практикой без децела нифига общего не имеющая. Не стоит ли изготовить акцент на практические дисциплины, а долю "экономикс" в экономическом образовании слить к минимуму?

- Отклик сильно простой. Вы потому что не протестовали супротив того, чтобы в школе обучать математику и физику, а если протестовали, то вас все однохренственно не послушали. Люди, которые хотят срывать только вершки, не смогут адаптироваться к ситуации, када практика меняется. Теоретические дисциплины дают вам возможность независимо иль с минимальными затратами перебегать от одного набора практической деятельности к другому. В чем состоят прикладные дисциплины по экономике? Фактически это соединение некоторых экономических знаний и юридических норм, действующих в той иль другой областенки, в частности фондового базАрчика иль аудита. Дядя теоретически может освоить только эти вершки, но что шарашить, када эти челы будут меняться? Если вы не хотите заниматься изучением теорию, ваше место в ПТУ.

6. Скажите, какова стратегическая мишень ГУ-ВШЭ? Обогнать МГУ по количеству и разнообразию факультетов иль же стать папиком (по качеству наускивания, естественно) в общественных науках?

- Я с большим уважухой отношусь к МГУ, я его окончил и десять лет в нем преподавал. Мы, наверное, что ни на есть недалекий к МГУ по менталитету вуз в Москве, это признаем и мы, и МГУ. Но МГУ - это строгий университет, в нем представлены и точные, и естественные науки. ВШЭ не имеет цели захерачить комплекс естественных наук и не имеет цели сотворить инженерные факультеты. Мы считаем, что наша проблема - захерачивание законченного цикла факультетов и научных институтов, покрывающих все поле общественного распития.., фу ты блин, развития. Разумеется, ВШЭ имеет не только факультеты социальных наук, в этом году захерачен факультет чистой математики вкупе с Независимым математическим университетом в Москве. Но мы считаем, что наша задача не захватывать иль отстаивать лидерство, наша задача - захерачить таковой университет, который отвечал бы этому слову. В эти хреновые дни в России свойство высшей школы трагически упало, наука почти ушла из университетов, сёдня только шестнадцать прОцнтов преподавателей высшей школы ведут исследования. Вследствие этого наша задача, наподобие мы ее понимаем, - это исследовательский университет, где преподавание тесно переплетено с исследовательской и аналитической работой, с практическим консультированием государственных органов и крупных корпораций. Мы рассчитываем к 2020 году нагнать ведущие западные университеты в областенки социально-экономических исследований, захерачить новое поколение ученых, которые были бы включены в мировую экономическую и социальную науку. Это наша задача, так брякнуть, для себя. Но если мы ее решим, мы обеспечим и достойное место России в важный экономической, социологической, управленческой науке, и мировой уровень качества тех двух тысяч чел, которые ежегодно оканчивают ВШЭ. Пастернак в близкое моментец писал о поэте: "С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой". Открыто говоря, мы ни при каких обстоятельствах не были озабочены тем, чтобы стать лучше других, мы без затей хотим стать тем, кем мы хотим быть. Наука - это не спорт. Наверное, какие-то элементы соревнования есть, и нам шибко обалденно, что мы в этом году заняли первые места в рейтингах работодателей (ИД "Коммерсантъ"), но я вас уверяю, что када мы там занимали шестое место, мы не чувствовали себя хуже.

7. В многочисленных рейтингах экономических вузов ГУ-ВШЭ находится на лидирующих позициях и обладает колоссальным научно-преподавательским потенциалом. И все-таки в шмейтинге Министерства наускивания, на который ориентируется значительная количество абитуриентов, лидерами выступают Санкт-Петербургский вуз экономики и финансов и Финансовая академия. Сколь вам блин, этот шмейтинг кажется объективным? Сиречь вы считаете, действует ли в нашей стране по-настоящему объективная организация рейтинговых оценок?

- Министерский шмейтинг - это традиционно шмейтинг по так называемым затратным показателям. Сравнивается количество докторов наук, объем аудитории, площадь на одного учащегося и так далее. Там немало ресурсных показателей. Наверное, эдакий шмейтинг нужен, и этот чел был бы показателен, если бы качество аудитории, тем более докторов наук, было одинаковым. К сожалению, оно шибко разное в разных вузах. Например, большинство авторитетных российских экономистов, таких словно Андрей Клепач, Евгений Гавриленков, Симон Кордонский, Татьяна Малева, даже не защитили докторских до сих пор, а с иной стороны, огромное количество так называемых докторов экономических наук не имеют нифига общего с наукой. Понятно, что министерский шмейтинг таких тонкостей не различает. Тем не менее и питерский Финэк, и Финакадемия входят в цифра лидеров российского экономического наускивания, в десятку, а мОгет быт, в пятерку, так что уровень погрешности там не этакий охренительный. Альтернатива министерскому шмейтингу - это рейтинги востребованности выпускников, которые делают различные предпринимательские объединения, "Деловая Россия", "Коммерсантъ", Сбербанк. Если кинуть взор на эти рейтинги, ВШЭ там занимает те же лидирующие места. Да и в министерском мы занимаем третье-четвертое место, так что огромный разницы джок. Идеального шмейтинга джок и быть не может. Если вы собираетесь ими пользоваться, посмотрите всю совокупность существующих оценок.

8. Для чего российской системе наускивания сближение с Болонским процессом? Не ускорит ли это утечку мозгов? Что бы вы сами посоветовали выпускникам ГУ-ВШЭ? Что для них перспективнее - остаться в России иль отбыть действовать в Европу?

Каждый год несколько десятков студентов ГУ-ВШЭ участвуют в международных программах, учатся в магистратурах европейских вузов. И рядом половины из них уже не возвращается в Россию. Кому будет удобнее реализовать себя - уехавшим иль оставшимся?

- Толк Болонского процесса в переходе на международные стандарты представления и учета прослушанных курсов, которые облегчают студентам переход из вуза в вуз даже самостоятельно от страны. Это своего рода групповой рынок европейского наускивания. Мне кажется, что при том состоянии, в котором счас находится большинство наших вузов, переход на международные стандарты открывает огромные шансы для массы молодых людей обрести нормальное наускивание, выскочить из круга ограниченных возможностей, в котором эти челы счас пребывают. С Болонским процессом нередко путают переход на двухуровневую систему высшего наускивания, на самом деле Болонская декларация этого не требует, для России переход на "четыре плюс два" - это натуральный реакция на сложившуюся глубокую асимметрию вузовской подготовки и требований базАрчика труда. Из сотен тысяч педагогов, инженеров, даже экономистов и менеджеров, выпускаемых ежегодно в России, по специальности работает меньше половины. Огромная доля людей с дипломами занимает должности, формально не требующие высшего наускивания вообще.

Я считаю, что это не недостаток, это охренительный шанс для нашей экономики, оттого что окончивший вуз чел несравненно более культурен, более адаптивен, у него выше порог требований, этот чел хочет для себя больше и, следовательно, будет достигать большего. Другое дело, что люди, которые выбрали работу не по специальности, на старших курсах уже нетрудно не посещают занятия, мы выбрасываем на ветер огромные ресурсы, которых остро не хватает в системе наускивания, чтобы приподнять до эффективного уровня зарплату профессоров и преподавателей, воссоздать исследовательский компонент университета. Оттого переход на "четыре плюс два" - это системный адекват нашего наускивания на вызовы времени, этот чел осуществлялся бы без всякого Болонского процесса. В магистратуру должны попадать люди сквозь экзамен, должны попадать лучшие, те, кто инвестировал в себя в бакалавриате. Но бакалавриат должен к 2020 году стать в действительности массовым, объять до семидесяти прОцнтов выпускников школ.

Что касается понты утечки мозгов. У нас джок крепостного права, и практически этот кокретно чел, по крайней мере с копца восьмидесятых годов, конкретно свободен в своем выборе, где ему существовать и где долбаться. Разрешено изобрести и такой ответ: давайте людей хуже уськать, чтобы эти челы не уехали. Ведь в девяностых из России уехали восемьсот тысяч лучших спецов, и ни единственный из них не имел степени бакалавра иль магистра. Так что Болонский ход и утечка мозгов совсем не связаны.

Относительно выпускников ВШЭ. Действительно, мы даем не просто знания, но еще и хорошее владение иносраными языками, нашим выпускникам несложно и продолжать обучение в западных докторантурах, и устраиваться в западные компашки. Тем не менее свыше девяноста прОцнтов наших выпускников остаются в России. Я убежден, что русский рынок представляет для сформировавшегося в России экономиста немаловажно лучшую площадку для самореализации, чем Лондон, Франкфурт иль Нью-Йорк. Люди, которые бэгнули карьеру в российских компаниях, то есть правило, распухли сильнее, чем те, кто работает в Европе иль Нью-Йорке.

9. Есть ли у российской системы наускивания свои национальные особенности, которыми мы вправе гордиться и которые необходимо развивать? В чем видится ниша российского наускивания при интеграции в международный рынок образовательных услуг? Необходимо ли нам активнее привлекать иносраных граждан для обучения в российских вузах и почему?

- У нас есть преимущества, давнехонько сложившиеся, в системе школьного наускивания. У нас один из лучших циклов точных и естественных наук и шибко славный цикл литературы в школе, решающий проблемы и исторического, и этического воспитания. Если мы возьмем национальные традиции в высшей школе, то это шибко мощное и разветвленное математическое наускивание и фундаментальная подготовка в областенки технических и ряда естественных наук. К сожалению, в высшей школе наши преимущества почти исчезли, наши сильные исследователи выехали за рубеж, и сёдня одна из задач при восстановлении российского высшего наускивания - захерачить условия для их возвращения. Ниша российского наускивания при интеграции в международный рынок - это в первую очередь вкалывать со странами, в которых интеллигентская часть общества читает и думает по-русски , максимальная эксплуатация ресурсов русского языка. Навык рисует, что унаследованный язык интеллигенции, язык специальной и технической литературы определяет захерачивание страны на десятилетия вперед.

10. Ваше касательство к проекту "Сколково", есть ли у него потенциал?

- Мое отношение к проекту "Сколково" самое положительное, я считаю, что сей план заслуживает общественного внимания и поддержки от начальства, в первую очередь потому, что это вторая известная мне инициатива коммерциала применительно к образованию - и самая крупная. Действительно, в России эффективное бизнес-образование сёдня имеет железно меньше возможностей, чем за рубежом. Ради чего люди идут в бизнес-школы ? В первую очередь эти челы должны встречаться с реальными бизнесменами, реальными носителями опыта, а не с консультантами и не с вузовскими преподавателями. Люди идут в бизнес-школу за социальным капиталом, за связями, за чужим живым опытом, и неспроста значительная доля преподавателей ведущих зарубежных бизнес-школ - отставные бизнесмены. Проблема России не только в том, что свой в доску коммерциал еще молод и не устал от зарабатывания бабосов, но и в том, что накопленный им опыт зачастую не такой, который желательно воспроизводить. Поэтому, насколько я понимаю, Андрей Волков и другие создатели "Сколково" будут ориентироваться на привлечение лучших западных профессоров-консультантов и на захерачивание такой выдвинутой в предстоящее бизнес-среды.

Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

россии, россии кажется, проблема россии, россии эффективное, россии экономиста, россии коммерциал, россии уехали, россии переход, россии отбыть, россии убежден


============== Всякая, как бы нужная хрень =================



    www.yexal.ru   - бизнес © hilex