Лаборатория нового бизнеса 2
Андрей Волков: "Бизнес-образование - в глубинном содержательном кризисе: разрез промеж.., вы не смейтесь, промежду спросом в сфере управления и предложением бизнес-школ нарастает. Нужно поменять акцентировку"
Андрей Волков
В сентябре 2009 года начнется обучение по международной программе Full-time MBA в Московской школе управления СКОЛКОВО. Покуда (с 2006 года) проводились только краткосрочные образовательные программы Executive Education для авторитетов высшего и среднего звена, типа с января 2009−го стартовала программа Еxecutive МВА. За это моментец сложились различные предположения сравнительно перспектив школы и ее места на рынке бизнес-образования.
В частности, СКОЛКОВО уже окрестили школой олигархов, критикуя за высокую цена обучения, сопоставимую с прайсами ведущих мировых школ (около 90 тыс. евро на программе EMBA), при отсутствии рекомендаций на рынке и сложившегося бренда офигительнее того по сравнению с крупными отечественными игроками.
Между тем СКОЛКОВО позиционирует себя аккурат якобы общий план честных панцанов российского и международного бизнеса, создаваемый с нуля, несмотря на эту хрень ж не на базе действующего вуза, и как бы участника международного базАрчика, сотрудничающего с именитыми зарубежными преподавателями и намеренного занять близкое местоположение в системе мирового бизнес-образования , обогатив ее российским опытом.
СКОЛКОВО представляет заинтересованность уже потому, что аналогов этакий школы у нас джок. О том, что же такое на самом деле бизнес-школа нового поколения, каковой заявлена СКОЛКОВО, рассказывает ректор школы, единственный из авторов ее концепции Андрей Волков.
Нестранный продукт
- Вы заявляете, что намерены изменить саму сучность бизнес-образования. Каковы основания для такого утверждения?
- Мы считаем, что бизнес-образование находится в глубинном содержательном кризе. Вроде сфера деятельности бизнес-образование целиком успешно. Но криз состоит в том (и это фиксируют многие исследователи и практики), что разрез ясный перец, что нада в сфере управления, и тем, что предлагают бизнес-школы , нарастает. Это связано с тем, что модель бизнес-образования , которая была заложена в 1970−е годы (в первую очередность - в США) и существует до сих пор, неадекватна реалиям, с которыми сталкиваются управленцы различного уровня в текущей ситуации (последние пять-семь лет).
Мы исходили из того, что нада заменить акцентировку, отразив это в фундаментальных принципах школы. Первое: мы считаем, что нада готовить людей предпринимательской ориентации, готовых нести целостную ответственность, а не функционально аспектную. Занятие в том, что менеджер отвечает за финансы, логистику, производство, а другое - за пределами его компетенции. Тогда как будто предприниматель должен осознавать сетуёвину целиком. Для России та самая тематика актуальна ещё и в том смысле, что менеджеров нынче подготовят и без нас - таково рыночное предложение.
Второе: сиречь бы банально это ни звучало, сёдняшний коммерциал международен. Даже если заводище расположено вдали от Москвы и производит продукцию только на тутошний рынок. Географические границы реально взломаны бизнесом. Если базарить о крупных корпорациях (возьмем нефтяную отрасль, металлургию, авиастроение) - эти челы все играют на мировом рынке. Это косвенно касается изделий и предприятий железно меньшего масштаба. Следовательно, бизнес-школа должна быть принципиально международной. И это не должно быть только вывеской на школе - вся архитектура подготовки должна учесть важный контекст.
В этом как бы бы джок нифига нового. В школах США велик процент людей, которые не родились и не прожигают там. Тем не менее ключевой содержательный материал взят из развитых экономик, а цифра кейсов и проектов, связанных с развивающимися экономиками, ничтожно. Для нас же важна ориентация на международность с фокусом на развивающиеся рынки. Мы хотим быть экспертами в этом секторе знаний.
- Вы стремитесь взращивать предпринимателей - лидеров бизнеса. При этом обретать бизнес-образование зачастую идут люди, уже являющиеся собственниками иль топ-менеджерами. Кто в таком случае ваша целевая аудитория?
- Позволю себе вас поправить: в эти хреновые дни получать бизнес-образование идет масса людей, которые не были ни собственниками, ни топ-менеджерами хорошего уровня. Существует серьезная социальная инерция получения бизнес-образования теми, кто считает, что и сей диплом не помешает. Тогда точно принципиально, чтобы люди приносили личный навык и практику в бизнес-образование. Я бы даже усилил блин, этот тезис: без собственной практики и опыта бизнес-образование - фикция, комплект теоретических сведений и моделей, которые нада запомнить и сдать на экзамене. Многие бизнес-школы как раз этим и занимаются. Но это в корне неправильно, потому как что бизнес-дисциплинам не возбраняется обучаться только тада, када у вас есть глубинные вопросы, а вопросы эти возникают только тада, када есть практика. Вот нафиг я считаю, что бизнес-школы , не отбирающие только людей, которые имеют настоящую управленческую практику, - шибко диковинный продукт. И вся профессия "Менеджмент", которой обучаются сотни тысяч студентов, пришедших за первым вузовским образованием, - ещё нонсенс.
Участники программы MBA СКОЛКОВО сами принимают участие в разработке и совершенствовании инструментов, необходимых для работы в резво меняющейся бизнес-среде , для формирования бизнес-практики. Школа, таким макаром, становится своего рода лабораторией по разработке теории и методологии практических подходов, которые будут востребованы в новёхоньких экономических условиях.
Умная среда
- То есть в вашей модели сами студенты будут формировать стратегию обучения школы?
- Стратегию, пожалуй, джок, а вот тактику - да. Студенты завсегда будут базироваться на то, что умеют и знают, и вносить это наравне свой вклад, таковый же интеллектуальный, словно и профессорский, в структуру бизнес-образования. Если взглянуть отчеты студентов передовых бизнес-школ , в них отмечается, что 50% знаний студенты получили от общения промеж.., вы не смейтесь, промежду собой, а не от рассказанного профессором. Вот фасилитация и модерирование этого диалога, чтобы этот чел не оставался нетрудно разговором о впечатлениях, и есть интеллектуальная проблема профессорского состава, которую мы намерены решать.
- Закономерный вопрос: как?
- Для этого и существует такая форма, тика в тику проектно ориентированное наускивание - наускивание на базе опыта. В предлагаемые проекты студенты должны привнести все, что эти челы знают, чтобы принять решение поставленные задачи. А если чего-то не знают, могут узнать это в виде теоретических моделей иль практического знания, которое учебное заведение готова снабдить им извне посредством экспертов и практиков. Кстати, СКОЛКОВО уже в текущее времечко работает в этой схеме. С нами сотрудничают авторитеты и собственники крупнейших российских компашек ("ВымпелКом", "Северсталь", "Тройка-Диалог" и другие), которые систематично делятся опытом со студентами.
- И все-таки акцент делается на том, чтобы находить решение насущные задачи уже имеющегося у студента бизнеса, иль на подготовке авторитетов для создания новёхоньких бизнесов?
- В том-то и дело, что второе нереально без первого и практически намертво замкнуто на него. Не решая практические задачи, запрещено вырастить предпринимателя. И в таковой специфике ориентированная на практику подготовка студентов - одно из главных наших отличий. Это, конечно, не является абсолютной революцией на рынке. Масса серьезных бизнес-школ используют эдакий подход в подготовке студентов.
Ближайший образец - то, что делают наши партнеры из бизнес-школы Sloan Массачусетского технологического института (MIT - Massachusetts Institute of Technology). У них на единый семестр студенты разъезжаются группами по всему конкретному миру и занимаются реальными проектами в Латинской Америке, Африке, других странах, а следом защищают эти проекты совместно с теми, для кого эти челы их шарашили. Если нифига полезного, толкового и умного не захерачили, то в определенном смысле не сдали экзамен. Хотя такие слова, будто "экзамен" и "защита", в данном случае приобретают условный характер, потому что годятся для системы первого высшего наускивания и с трудом подходят для бизнес-образования.
- Человек, ни в жизнь не владевший собственным бизнесом, не будет зачислен в бизнес-школу СКОЛКОВО?
- Это верно, только с одним уточнением: необходим опыт руководства собственным делом не только в коммерческой сфере, но и в некоммерческой (больницы, школы, университеты, фонды и т.д.). Главное - это должно быть практическое, понятное дело, за которое глава берет на себя ответственность. Мы открыты и для людей, которые долбаются в корпорациях. Иллюзий не питаем: не все 100% студентов станут предпринимателями. Выпускники сами будут определяться по жизни - начнут ли новое дело, пойдут ли вкалывать в корпорацию (предпринимательский тип мышления нужен и там). Подход с целостным видением, ответственностью и поиском новёхоньких смелых решений - мы хотели бы так позиционироваться на рынке.
Здесь и сёдня
- Большинство серьезных игроков базАрчика заявляют о том, что их школа уделяет значительное участливость активным методам обучения. В чем принципиальное различие ваших методов?
- Грубо говоря, есть всего четыре метода. Начальный - када теоретическое знание передается транслятивно: я рассказываю, вы запоминаете и пересказываете. На такой лекционной системе построено 99% всей системы наускивания - от детского сада до аспирантуры. Второй подход, имеющийся уже сотню лет (лидерами являются некоторые ведущие бизнес-школы , охватывая Harvard), - када обучение проводится посредством изучения и обсуждения кейсов. Берется подлинный случий из практики, в его описании опускаются несущественные с точки зрения преподавателя детали, и на основе его рассмотрения делаются выводы. Этот подход применяется не только в управленческом бизнес-образовании , но и, к примеру, в военном иль инженерном образовании. Минус этого подхода в том, что обстановка ни при каких обстоятельствах не рассматривается во всех аспектах. Третий способ - сетуёвина разыгрывается с использованием различных симуляторов, имитаторов, моделей, равно как правило компьютерных. Это больше продвинутый метод, позволяющий протянуть не шибко много сетуёвин (экономических, организационных, корпоративных) и тем самым обзавестись соответствующую технику и мастерство. И в копце концов четвертый, проектный алгоритм - када за основу обучения берутся реальные задачи. Реальная сетуёвина по определению является проектной: вы не можете подсмотреть отклик в книжке, разрешить ее нада тута и счас.
Бизнес-школы по-своему комбинируют эти базовые технологии обучения. Не вдаваясь в детали, скажу, что мы внушительный акцент шарашим на проектном методе и этим выделяемся. Сказать, что никто так не делает, нельзя. Но нередко происходит подмена понятий: под проектами понимают не реальные, а выдуманные ситуации.
- Чьи проекты берутся за основу обучения и наподобие на практике происходит внедрение студентов в проект компании?
- К примеру, нада спроектировать новоиспеченный тип позиционирования иль маркетинговую стратегию компашки целиком, провести смену организационной структуры. Для этого всю дорогу создается группа, которая предлагает решение, учитывая реалии, в которых работает компашка, и ее специфику. И вывод оценивается прямо теми, кто должен его внедрить. А действительность прессуется в том, что адекватное заключение применяют, а неадекватное - выбрасывают в мусорное ведро.
Компании, готовые поделиться своими проблемами и запустить вовнутрь себя внешнюю группу, - это любые организации, которым мы интересны и которые готовы нам довериться. И это не непременно наши партнеры. Либо эти челы обращаются к нам сами, либо мы анализируем дельце компашки, находим проблемные места и, если эта коза сама не способна сладить с сетуёвиной, предлагаем свои услуги. Это в любом случае будет для организации в разы дешевле, чем нанимать консалтинговую компашку, и без децела безрисково, оттого что не понравившееся решение постоянно разрешается бросить в стороне, а понравившееся - применить на практике. Риск состоит лишь в том, что компашки открываются вовне, а это эти челы вечно делают неохотно.
И такое взаимодействие - не из областенки фантастики. К примеру, школа Indian School of Business (ISB), которая только частично использует этот подход, получает на реализацию от 70 до 80 реальных проектов в год.
- Вы взаимодействуете таким макаром только с крупным бизнесом?
- Напротив, СКОЛКОВО работает с компаниями различного масштаба. Более того, в программе МВА нада совершить пять проектов: в корпоративном секторе России, США и Китая, в социальной сфере и наконец стартап. Если мысль для построения коммерциала с нуля успешна, венчурный фонд, тот, что создается при школе, финансирует ее реализацию, дает рисковый венчурный капитал.
- То есть школа еще и выступает в качестве фондика, спонсирующего проекты слушателей?
- Не во что бы то ни стало слушателей - любые увлекательные проекты. Фонд создается то есть самостоятельный коммерческий институт, аффилированный со школой, и в силу того что этот чел рассматривает в том числе студенческие проекты. Но оценивать их этот чел будет наряду с другими. Если проекты выгодны, фонд будет их финансировать, если невыгодны - не будет.
Повторяющий обречен
- Посредством чего вы намерены вылезти на мировой порядок образовательного процесса, нагнать и перегнать ключевых игроков?
- Чтобы быть мировым игроком, нада привнести что-то особенное. Если СКОЛКОВО будет воспроизводить путь, который прошли ведущие бизнес-школы , школа обречена. Мы намерены быть центром экспертизы и знаний о развивающихся рынках. Это и есть то, чем мы можем обогатить мировую систему. Если мужик стремится пахать в контексте такого вроде того экономики, мы будем полностью конкурентоспособны в этом плане и по сравнению с ведущими бизнес-школами. Потому как мы находимся непосредственно внутри развивающейся экономики, понимаем ее специфику лучше других и наши модели более адекватны реальности, чем модели Stanford иль Harvard.
- Сколь мировому сообществу интересен специфический русский опыт?
- Мировому сообществу интересен не столь российский опыт в отдельности, сколь разборчик опыта развивающихся рынков в целом. У СКОЛКОВО уже есть филиал в Пекине, занимающийся исследованиями. Мы работаем в тесном сотрудничестве с различными организациями и компаниями Китая и Индии. Ориентация школы на развивающиеся рынки - это не легко декларация, а практические шаги.
Если глянуть публикации ведущих экспертов, эти челы единодушны в одном: структурное перераспределение мировой экономики происходит на наших глазах, быстроразвивающиеся рынки определяют увеличение экономики будущего. И интерес политиков, экономистов, инвесторов и обычных людей к странам этого на вроде растет.
За те же деньги
- Одно из преимуществ западных школ - ориентация на глобальное видение, обучение в интернациональной среде. Прочий значимый миг - вероятность изучения моделей управления "от первоисточника". Что вы можете этому противопоставить?
- В рамках образовательного процесса у студентов СКОЛКОВО есть возможность одолеть путь обучение немедленно в нескольких международных школах бизнеса со всех континентов. Студентам предлагается принять участие в совместной реализации международных консалтинговых проектов иль имитационной игре по управлению коммерциалом в международных условиях, миновать программу узкоспециализированных стажировок иль страноведческих курсов.
Партнеры-учредители , принимающие непосредственное участие в образовательном процессе, - это папики различных отраслей, работающие на рынках разных стран. В обучающих модулях, круглых столах и иных мероприятиях, организованных школой, примут участие государственные деятели, бизнесмены, ученые, спортсмены и честные панцаны творческой элиты.
- Привлечение зарубежных преподавателей требует существенных вложений, что сказывается на стоимости обучения. Не лучше ли за те же денежки поехать за границу?
- Реакция потенциальных слушателей на наше предложение определяется исключительно тем, что эти челы либо покупают наши услуги, либо джок. И если кто-то считает, что проще за те же гроши обучаться за границей, тот туда едет. На наше предложение реагируют те, кому важна специфика СКОЛКОВО в сопоставлении в том числе с мировыми школами. Такое сопоставление мОгет быт как в нашу пользу, так и наоборот. На рынке есть разные опции, а ибо мы вступаем в конкуренцию в глобальном масштабе, аудитория имеет возможность адекватного выбора.
- В критике СКОЛКОВО первостепенный акцент делается на отсутствии рекомендаций и развитого бренда при высокой стоимости обучения.
- Бренда в классическом понимании у СКОЛКОВО истинно в то времечко как джок, тем более в сравнении с именитыми европейскими и американскими школами. И все-таки у проекта есть достаточно заметное имя как самое меньшее на российском рынке, да и за его пределами тоже. СКОЛКОВО - развивающийся бренд, но наша стратегия продвижения отвечает поставленным задачам. И состав, который мы набрали на программы ЕМВА и набираем на программы МВА, нас совершенно устраивает.
Своим путем
- Какова специфика спроса на услуги бизнес-образования в кризовый период? Как изменится сегментация клиентов, факторы выбора образовательных учреждений?
- Думаю, на российском рынке систематизированной статистики такого плана пока джок. Но существуют очевидные тенденции и предположения. Как корпорации, так и частные лица стали шибко участливо близиться к квесту, расходовать ли в текущий моментец капиталы на наускивание. Рынок корпоративных заказов упал самое малое в два раза, а в некоторых сегментах - в четыре. В то же час интерес к новому знанию как способу долгосрочного бабловливания растет, что несомненно для всякого кризисного периода.
- Какие решения по оптимизации пакета услуг избирают бизнес-школы , в частности СКОЛКОВО, в связи с изменениями спроса?
- В кризовый отрезок времени появляется все больше программ, оптимизированных под конкретную корпорацию и ее задачи, с глубоким пониманием нужд компашки в конкретной ситуации, что называется customized (англ. "настроенный"). Сообразно становится все меньше программ универсального типа, дающих общие знания о бизнесе, построении стратегии и лидерстве.
Мы наряду с другими школами догоняли надобность такого сдвига и без криза, несложно криз ускорил подобные оттопыры и акцентировал необходимость включения специфических корпоративных программ.
- Какие способы оптимизации бизнес-процессов используются внутри бизнес-школы в комплексе антикризисных мер?
- В плане оптимизации бизнес-процессов нифига не меняется - в этом джок насущной необходимости. Ходить на понижение цен, с нашей точки зрения, неправильно. Стратегия распития.., фу ты блин, развития школы адекватна в равной степени как докризисной, так и кризисной и посткризисной ситуации, и изменять в ней что-либо глобально не имеет смысла. А вот тактические акценты, в частности в плане продвижения, мы, разумеется, меняем, реагируя на потребности базАрчика.
Санкт-Петербург
Keywords:
============== Всякая, как бы нужная хрень =================